Мальчик 1 год и 3 месяца развитие. Навыки и развитие ребенка в год и три месяца. Правила приучения к горшку

Вашему крохе - 1год и 3 месяца. Уверенной поступью он переходит из младенческого возраста в период раннего детства. В чем это проявляется? В развитии и совершенствовании двух отличительных умений Человека - прямохождения и речи.

Движение…

Обычно к 1 году 3 месяцам ребенок уже уверенно ходит, а к полутора годам – свободно и самостоятельно перемещается в различных направлениях. Но ходьба еще не достигла совершенства в полной мере, эти навыки будут «оттачиваться» на протяжении всего 2-го и даже 3-го года жизни ребенка.

Речь…

Малыш продолжает овладевать речью. В первые три месяца второго года жизни у крохи в активном словаре было примерно 10 слов (в том числе и лепетных): «мама», «папа», «баба», «дай», «тик-так», «ам-ам», «ко-ко», «ля-ля» и пр. Этот «запас» сохранился и даже расширился, а некоторые слова теперь выступают в качестве обобщенных. Например, если малютка называет кошку «мя-а-а», то в его лексиконе это слово может обозначить и мягкую, пушистую как кошка – бабушкину шаль! Это значит, что в речи ребенка появились первые обобщения, по сходным признакам предметов.

Что это значит? Многое: например, то, что ребенок внимательно наблюдает за окружающим его миром. Далее, дитя делает попытки разобраться во всей информации, которую предоставляет ему его собственный жизненный опыт, а главное - он уже начинает делать первые сравнения. Пусть малыш пока «откликается» только на внешние признаки предметов – все же это начало логической мыслительной деятельности. Например, уже к полутора годам кроха способен не просто выделить новую или наиболее яркую, бросающуюся в глаза, игрушку, но и заметить сходство и различие во внешнем виде у двух игрушек.

Ребенок еще лучше стал понимать обращенную к нему речь, и, хоть и с большим трудом, начинает повторять услышанные слова.
Считают нормой, если к 1 г. 6 мес. Ребенок может воспроизвести примерно 30-40 слов. Но, конечно же, понимает он в 10 раз больше. Вы замечаете, как ведет себя малыш, когда Вы ему что-то говорите, поете или читаете? Он замирает, вглядываясь в Ваше лицо, он с удовольствием готов Вас слушать!

Развиваемся - играя!

Как и раньше, большое значение для развития ребенка в этом возрасте имеют предметные игры – в том числе и с дидактическими игрушками и пособиями. Теперь действия крохи с игрушкой заметно усложнились, приобрели поисковый характер. То есть, малыш, играя, желает познать все свойства игрушки, в том числе и скрытые, которые сразу невозможно увидеть. Теперь, глядя на игрушку, он хочет не только знать «что это?» (хотя порой может определить сам), но и «что с этим можно делать?». Таким образом, в понимании ребенка появились действия с предметами, с учетом их функциональности. То есть – машинку надо катать, куклу кормить, из кубиков строить башенку. Но это еще не ролевая игра, в полном смысле этого слова, а лишь отобразительные действия, которые ребенок копирует из увиденного в жизни.

Ученые утверждают, что ребенок, в этом возрасте, может играть с игрушкой довольно долго, не отвлекаясь, но только, если в процессе действий выявляет в ней что-то новое. Например, если эта игрушка – с сюрпризом (Подробнее об игрушках с сюрпризом). Таким образом, если развивающие игрушки подобраны правильно – то со временем в поведении ребенка появляется устойчивость внимания в игре, которая, в свою очередь, имеет большое значение в формировании его интеллекта и умственных способностей.

Вот почему Ваше общение с ребенком - по его значимости трудно переоценить . Крохе необходимо постоянно демонстрировать действия с предметами быта и игрушками, каждый день необходимо выделять время для занятий и игр, чаще взаимодействовать друг с другом, создавая благоприятную среду партнерских отношений.

Лучшие развивающие игры и игрушки для ребенка возраста 1-3 лет

Игре на нашем сайте уделяется большое внимание, ибо это лучшая "развивающая методика" для детей, потому что соотвествует их "детской" природе. Поэтому мы создали целые разделы, посвященные настоящим развивающим играм и игрушкам:

Ознакомясь с ними, Вы откроете для себя множество секретов правильного подбора игрушек, и построение развивающих игр.

Развитие интеллекта в игре:

Продолжайте развивать наглядно-действенное мышление. То есть, в процессе игры наглядно формируйте в понимании ребенка первые обобщения предметов (каша, суп, огурец – еда, и пр.).

Расширяйте в предметной игре сенсорный опыт ребенка. В этом возрасте уже можно выполнять с ребенком первые простейшие дидактические задания на выбор предметов по принципу - «такой же» и «не такой». Пусть эти задания состоят из одного действия: например - величина «большой - маленький», или форма «шарик-кубик».

Продолжайте совершенствовать ориентировочные реакции на слух. Можно уже вводить игровые упражнения на поиск предметов по звуку (музыкальные игрушки, инструменты).

Продолжайте играть с ребенком во все виды развивающих игр: сюжетные, дидактические, и пр. Мы подобрали для Вашего малыша несколько подходящих ему по возрасту игр – об этом в статье «Примерные развивающие игры для ребенка от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев».

Знакомство с окружающим миром

Обогащайте сенсорный опыт ребенка при действиях с различного рода предметами. Так Вы на практике дадите ему возможность познавать физические закономерности окружающего мира. Это может быть осознание расстояния («далеко-близко»). А при действиях - соотношение величины предмета (например, вкладыш можно вложить маленький в большой, но не наоборот). В том числе и зависимость действий от формы предмета (шарики – катать, из кубиков – строить).

Пользуйтесь замечательной возможностью ребенка – подражать взрослому – это тоже отличный способ познания окружающего мира. На данном этапе это можно делать опять же через игру: с куклой - «Покорми Лялю», машинкой - «Как машинка едет?».

Не забывайте еще об одной отличительной особенности ребенка раннего возраста – необузданное стремление к самостоятельности. Пусть малыш сам кушает ложкой, натягивает носочки, умывается – это пойдет ему только на пользу.

Ну и последнее по порядку, но главное по значению – очень важно для развития ребенка - создать в семье доброжелательную энергетическую среду, основанную на любви ко всем членам семьи. Оберегайте еще слабенькую нервную систему ребенка от стрессов и негативных ситуаций.

Развитие речи ребенка

При общении помните о развитии у ребенка понимания речи взрослого. Постепенно расширяйте свой словарь обращений к ребенку, называйте предметы, окружающие его и действия с ними. Не забывайте о полезных советах статьи «Как научить ребенка понимать речь»

Развивайте и активную речь ребенка. Побуждайте малыша к общению, продолжайте вводить в лексикон малыша простые облегченные слова, состоящие из двух одинаковых слогов и звукоподражания («ко-ко-ко» - курочка). Создавайте ситуации диалога с ребенком, при этом используйте все доступные средства общения: мимика, показ, выразительная жестикуляция, вокализация, лепетные слова.

Старайтесь регулярно проводить артикуляционную гимнастику.

Воспитание: Маленький «Вездесуйка»!

Ваш малыш постоянно и безудержно лезет во все ящички, коробочки, сумки, предметы бытовой техники? Не отчаивайтесь – тут есть повод для радости - кроха развивается правильно, в соответствии с его возрастом. Помните, что программа этого периода детства, заложенная на генетическом уровне – это накопление сенсорного (чувственного) опыта в познании информации о свойствах окружающего мира.

Все в поведении ребенка строится на непроизвольном интересе, любопытстве. Но малыш должен научиться жить в этом мире, прочувствовав на себе и законы гравитации – хоть и приходится падать, и постоянства смены явлений, например «утро-вечер» - хоть и приходится капризничать при уходе ко сну. Именно познанное в раннем детстве – основа формирования его человеческих возможностей, так необходимых в последующей жизни.

Относитесь к чудачествам ребенка с пониманием, не лишайте его радости познания окружающего мира, при этом мудро руководя этим процессом.

Как контролировать стихию детского любопытства?

Отдельную тему можно завести по вынужденным запретам для ребенка – таким, когда дело касается опасности для его здоровья, или даже жизни. В этот период жизни дитя делает все вопреки запретам, и в ответ на очередное «нельзя» ребенок упрямо «идет напролом», не внимая уговорам… Идет на поводу своего любопытства – «А что будет?». И любопытство это – как непреодолимая стихия, захватывает все его существо.

Как же ее контролировать?

Пример: Вы говорите – «В лужу не ходи, промочишь ноги!», ребенок же упрямо направляется в лужу… Все что Вам нужно сейчас, это взять себя в руки, а ситуацию под контроль. Возьмите кроху на руки, и, обойдя лужу, объясните последствия мокрых ног. А затем быстро обратите ситуацию в полезное русло: «Давай лучше кинем в лужу камушек! Получатся брызги!», или, «…попускаем кораблики».

Хорошо, если Вы при этом пошутите, посмеетесь, на ходу сочините какой-нибудь простое четверостишие:

По дорожке я иду,
Вижу лужу глубоку…
В лужу я не побегу,
Постою на берегу.

В итоге, каким бы импульсивным ни был ребенок, он постепенно усвоит эти правила поведения. Это всецело зависит от внутреннего распорядка и образа жизни семьи, поведения и педагогической подготовленности родителей и других близких взрослых. И напоследок упомянем еще пару важных советов:

Требования по воспитанию должны предъявляться к ребенку всеми членами семьи, и не противоречить друг другу. Причем все взрослые должны во всем подавать ребенку положительный пример.

Чтобы сберечь нервную систему малыша – организуйте его воспитание так, чтобы он в процессе общения со взрослым получал примерно 2/3 разрешений и только 1/3 запретов.

Не применяйте в общении физические наказания, скучные нотации, сердитые окрики и театральные стоны! Мудро выводите малютку из всех нежелательных ситуаций, используя, как мы уже писали «отвлекающие маневры».

Если Вы ребенку что-то запрещаете, в этот момент особенно важно внимательно следить за своей речью, знать цену отдельным словам. Например, отдельная статья про слово «нельзя» -

В итоге правильного педагогического подхода к воспитанию, у детей раннего возраста проходит тревожность, плаксивость, свойственная началу 2-го года. И к 1 г. 6. мес. у ребенка возникает доверие к окружающему миру – это важно, ведь именно на доверии строятся все последующие достижения малютки.

Физическое развитие:

Не забывайте и о совершенствовании координации движений ребенка в пространстве , в том числе и равновесие при смене положений тела (например - поворотах, наклонах, приседаниях и др.). Для этого в процессе игры, можно усложнять ситуации, побуждающие смену направлений движения.

Для развития чувства равновесия – так же хорошо подойдут такие занятия: пусть в процессе игры ребенок пойдет по «мостику» - положенной на пол доске, или попрыгает по болотным кочкам – разложенным на полу, недалеко друг от друга, листочкам бумаги А4. Так же неплохо для этих целей использовать домашние качели, лошадки - качалки.

Регулярно побуждайте к выполнению двигательного задания, состоящего из одного простого действия (например, «Подойди ко мне!» или «Принеси кубик со стола!»). Это будет улучшать ориентировку ребенка в пространстве.

Очень важно развивать и координацию руки, мелкую моторику пальцев. В таких занятиях не обойтись и без специальных пособий, развивающих «ручные умения», таких как, «шнуровка», «бусы», «цепи» предметов.

  • подробнее о гимнастике - в статье

В возрасте 1 года 3 месяцев у детей начинается особый этап в развитии. Появляются новые навыки, умения, физические изменения, наблюдается значительный прогресс в области психики. Существует примерный список того, что должен уметь ребенок в этом возрасте, но не стоит забывать, что все дети уникальны. Поэтому календарь развития каждого малыша идет по собственному сценарию.

Физическое развитие

Общее физическое развитие ребенка складывается из показателей развитости мелкой и крупной моторики. Крупная моторика отвечает за движения, совершаемые при помощи мышц ног, рук, всего тела. Сюда можно отнести такие навыки как ходьба, ползание, прыжки. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц, дающих возможность манипулировать предметами и позволяющих выполнять задания, требующие скоординированной работы рук и зрения, такой как сбор пирамидки или игра с вкладышами различных форм.

Общие показатели, отвечающие за физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца, можно представить в виде таблицы:

Основные изменения, в отличие от тех, которые характеризуют , заключаются в том, что ребенок становится более подвижным, любознательным и самостоятельным. Часто наблюдается отказ от помощи взрослых во время приема пищи, совершения гигиенических процедур, одевания. На данном этапе взрослые должны проявлять максимум терпения и позволять ребенку самостоятельно справляться со стоящими перед ним задачами. Даже если результат не оправдает ожиданий, займет много времени или нанесет ущерб чистоте помещения.

Позволяя ребенку самостоятельно себя обслуживать, ненавязчиво помогая и присматривая, взрослые дают ему возможность развивать необходимые бытовые навыки. Обратная ситуация, когда родители сами выполняют за ребенка всю работу, а тому остается лишь покорно повиноваться, приводит к тому, что у малыша пропадает интерес к подобным видам деятельности и тормозится процесс развития.

Крупная моторика

В возрасте 15 месяцев малыши, как правило, уже и даже бегать. Им под силу спуститься и подняться по лестнице, держась за руку взрослого, или перешагнуть через препятствие на пути. Дети этого периода жизни в той или иной степени умеют координировать свои движения и в состоянии оборачиваться назад, поворачиваться в стороны, наклоняться, и вставать. Если ребенок еще не способен ходить без поддержки, пусть ходит, держась за руку или за один палец. Со временем он почувствует себя увереннее и пойдет сам.

Кроме ходьбы у ребенка появляется целый ряд других умений:

  • залезть на диван и слезть с него;
  • встать на цыпочки;
  • топнуть ногой;
  • толкать перед собой или тянуть следом игрушку;
  • поднять руки вверх, вперед и в стороны;
  • завести руки за спину;
  • поднять руки над головой;
  • вращать кистями рук и пальчиками.

В этом возрасте дети часто падают, могут резко менять направление движения и порой практикуют хождение задом наперед. Задача родителей – сделать пространство, в котором перемещается ребенок, максимально безопасным. Убрать из пределов досягаемости все предметы, представляющие угрозу для малыша, а также зафиксировать все дверцы и выдвижные ящики шкафов, в которых хранятся предметы, не предназначенные для игры.

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики каждого ребенка имеет свои особенности, но, обычно, в возрасте 1 года 3 месяцев малыши уже умеют удерживать игрушку одной рукой, а второй производить над ней различные манипуляции. В этом возрасте у детей, как правило, уже развит «пинцетный захват», то есть, они в состоянии взять мелкий предмет при помощи большого и указательного пальцев.

Среди основных умений, за которые отвечает мелкая моторика, можно назвать следующие:

  • переворачивать несколько страниц книги одновременно;
  • держать карандаш и рисовать каракули;
  • держать ложку и использовать ее по назначению;
  • пользоваться кружкой;
  • собирать пирамидку в произвольном порядке;
  • открывать пакеты и разворачивать свертки;
  • правильно размещать игрушки-вкладыши разной формы;
  • ставить кубики один на другой;
  • откручивать крышки.

Игры с сыпучими веществами являются прекрасным развивающим фактором. Для подобных игр подойдут красная и белая фасоль, гладкие разноцветные камушки, горох, в них можно спрятать небольшие предметы, которые ребенок будет с большим удовольствием отыскивать. Главное помнить, что нельзя оставлять ребенка одного во время такой игры, иначе есть вероятность, что он проглотит мелкие детали.

Работа с мягким пластилином также способствует развитию мелкой моторики. Можно ручками малыша скатывать шарики и колбаски, чтобы потом сделать из них красивую аппликацию на картоне, придавливая получившиеся элементы пальчиками.

Развитию мелкой моторики способствуют пальчиковые игры, такие как «Сорока-Белобока» или «Ладушки». Эти упражнения благоприятно сказываются на укреплении мелких мышц кистей рук и развитии координации. Очень эффективны игры с резиновыми игрушками, которые ребенок сжимает в такт стихотворению. Огромное количество различных пестушек и потешек, от фольклорных до современных, можно найти в сети интернет и специальной детской литературе. Важно помнить о необходимости подобных игр, потому что они благотворно влияют на развитие мелкой моторики, которая в свою очередь оказывает непосредственное влияние на психологическое развитие и рост интеллектуальных способностей ребенка.

Психическое развитие

Дети в этом возрасте крайне любознательны и активны. Они начинают внимательно присматриваться к взрослым, которые их окружают. И пытаются копировать их действия, изображать, как папа разговаривает по телефону, поднося трубку к уху, или как мама ухаживает за собой перед зеркалом, расчесывая волосы.

Малыши уже осознают, что если оказаться на краю дивана или стула, то можно упасть, а если стукнуться головой, то будет больно.

На данном этапе развития ребенок понимает просьбы взрослых и способен выполнять ряд поручений, например, принести машинку, посуду, одежду. Он уже способен обобщать понятия, но пока не способен четко дифференцировать предметы. Например, если попросить его принести машинку, то он, скорее всего, принесет несколько разных, если же попросить шапку, то он захватит кепку, косынку, панаму или любой другой головной убор. В этот период жизни малыш уже осознает, что такое распорядок дня и понимает, что вечером следует убирать игрушки, умываться, ложиться спать. Поэтому самое время родителям приучать ребенка к режиму.

Эмоциональная сфера

Правильное развитие эмоциональной сферы является залогом становления ребенка как личности в будущем. Дети, которым исполнился один год и три месяца, находятся на той стадии, когда все, происходящее вокруг, вызывает у них яркие эмоции, которые они пока не в состоянии контролировать. В силу отсутствия жизненного опыта, дети любое свое состояние воспринимают как постоянное. То есть, если ребенок замерз, или голоден, он считает, что теперь он всегда будет чувствовать себя именно так, поэтому он искренне переживает и плачет. Задача родителей обеспечить ребенку полноценный набор положительных эмоций, максимально оградить от негативных. Чтобы эмоциональное развитие было полноценным, нужно уделить особое внимание некоторым моментам.

  1. Комфортная психологическая атмосфера дома. Дети прекрасно чувствуют эмоции взрослых, даже хорошо контролируемые. Если ребенок видит негативные эмоции, проявляемые родителями, то в будущем он будет принимать такое поведение как единственно верный выход из любой ситуации. С другой стороны, если в семье царят мир, любовь и взаимное уважение, ребенок научится так же относиться к окружающим.
  2. Совместные игры со взрослыми и детьми. Только при живом общении идет полноценное развитие эмоциональной сферы. Ни один мультфильм или развивающая игра на планшете не даст такого количества положительные эмоций, как взаимодействие с другим человеком. Даже если в игре со сверстниками наступает конфликтная ситуация, взрослый всегда сможет ее разрешить, найдя компромисс или сумев отвлечь ребенка. В то же время, малыш увидит пример мирного разрешения споров.
  3. Посещение новых мест. Прогулка в парке, путешествие по городу или поход в детский театр – это невероятное количество новых впечатлений и эмоций, благотворно влияющих на развитие психики, интеллекта и способствующих познанию окружающего мира.

Следует помнить, что перегружать ребенка столь нежного возраста впечатлениями не стоит, иначе он переутомится и вместо положительного опыта получит лишь усталость и плохой сон.

Малыши этого возраста, как правило, жизнерадостны и лишены серьезных страхов и тревог. Если ребенок мало эмоционален или тревожен, то необходимо задуматься о возможных проблемах.

Познавательная деятельность

Основная познавательная деятельность ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев проходит через игру. С этого периода начинается этап совместных игр со взрослыми и сверстниками. Малыши в состоянии лепить фигурки из песка при помощи формочек, катать коляски, тележки, возить машинки. Некоторые дети пытаются играть в мяч, ловить его или пинать.

Кроха уже понимает причинно-следственные связи. Например, если столкнуть игрушку со стола, то она упадет на пол. Ориентируются в основных формах (шар, квадрат), умеют различать цвета и размеры. На данном этапе развития высок интерес к застежкам, шнуркам, кнопкам, липучкам. Отличным развивающим материалом станут:

  • интерактивные книжки, содержащие множество деталей, с которыми можно взаимодействовать;
  • бизиборды – развивающие доски с замками, картинками, выключателями, разными видами тканей.

Дети данного периода жизни начинают понимать стихи и короткие рассказы, они с удовольствием рассматривают картинки в книжках и внимательно слушают, что им читают. Начинают узнавать различных животных и предметы, изображенные на картинках. Хороший толчок в развитии дает игра с кубиками, пирамидками, а также различными логическими игрушками, при взаимодействии с которыми нужно вложить предмет определенной формы в соответствующее отверстие. Если новая игрушка ребенка пока не заинтересовала, не стоит расстраиваться и заставлять кроху играть, со временем он сам примется исследовать новый предмет. Внимание малыша в этом возрасте может быть сосредоточено на одном действии или предмете не более 10-15 минут. Поэтому любые развивающие игры не стоит растягивать на долгое время.

На данном этапе развития ребенку нужно прививать понятии о том, что можно делать, а что нельзя. Он уже в состоянии осознать, что может представлять для него опасность, а также делать различия между своими и чужими вещами и понимать, что чужое нельзя брать без разрешения.

Речевое развитие

Развитие речи у ребенка одного года трех месяцев зависит от нескольких факторов.

  1. Анатомический. Правильное формирование речевого аппарата, нормальное развитие мышц рта и щек.
  2. Физиологический. Развитие мелкой моторики, напрямую связанной с речевыми центрами мозга.
  3. Эмоциональный. Благоприятная психологическая атмосфера в семье.
  4. Социальный. Достаточное количество общения со старшими родственниками

К этому возрасту дети, в большинстве случаев, уже умеют произносить от 5 до 20 слов, таких как «дай», «нет», «да», «мама», «папа», «ам», «пи». При этом пассивный словарь малыша гораздо шире. Он уже знает:

  • имена родственников и друзей;
  • названия животных;
  • названия предметов;
  • названия различных действий;
  • звуки, которые издают животные или окружающие его предметы.

Недостаток речевой деятельности малыш успешно компенсирует жестами, указывая на тот или иной предмет и давая понять, чего он хочет. Такие указания могут сопровождаться мычанием, а согласие или отказ могут выражаться кивком или покачиванием головы из стороны в сторону.

Чтобы стимулировать речевое развитие, необходимо как можно чаще общаться с ребенком, объясняя по нескольку раз названия тех или иных предметов и действий. Необходимо стимулировать вербальное выражение эмоций при помощи междометий, вроде «ах!», «ай-я-яй!», «эх!», а также озвучивать звукоподражательные формы, такие как «ав-ав», «бип-бип», «мяу-мяу». Помимо упражнений и занятий, следует выделить два фактора, отвечающих за правильное развитие: питание и сон являются важными составляющими нормального физического и психологического роста малыша.

Питание: пищевой рацион и меню

Развитие и питание ребенка взаимосвязаны, в этом возрасте дети должны получать полноценный прикорм, дающий им силы и энергию. Чтобы питание было сбалансированным, и ребенок получал с пищей полный набор необходимых витаминов, минералов и микроэлементов, в рацион должны входить:

  • мясо;
  • рыба;
  • каши;
  • овощи;
  • фрукты;
  • молочные продукты;
  • хлеб.

Все продукты подаются в протертом виде, так как он еще не научен полноценно пережевывать пищу и может подавиться. Со временем нужно менять степень измельчения пищи, постепенно увеличивая кусочки в зависимости от к этому времени. У некоторых детей этого возраста уже есть почти все зубы, а у некоторых рост зубов задерживается.

Кормить детей необходимо 5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа, именно за это время пища полностью усваивается в организме крохи. Не следует устраивать перекусы между основными приемами пищи, это негативно скажется на аппетите. Особенно не стоит давать ребенку сладости. Их употребление, по возможности, отложите до наступления трехлетнего возраста.

Примерное меню ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев может выглядеть следующим образом.

Пятым приемом пищи может стать грудное молоко, если малыш еще находится на грудном вскармливании, либо кефир. Новые продукты в рацион ребенка вводите постепенно и понемногу, тщательно следя за реакцией организма. Если продукт “не идет”, следует немедленно исключить из рациона.

Режим дня

Четкое соблюдение режима дня благотворно сказывается на психологическом состоянии ребенка, а значит, и на психическом развитии. Когда ребенок видит, что все в его мире идет привычным ходом и понимает, что за одними действиями неизбежно следуют другие (например, после обеда нужно идти спать, а после полдника можно поиграть), он спокоен, потому что ощущает стабильность и чувствует себя в безопасности.

Чаще всего, дети сами подбирают свой режим дня. Родителям надо только внимательно проследить, когда и что предпочитает делать ребенок. Некоторые дети в этом возрасте еще спят два раза в день, а кому-то достаточно одного. Кто-то встает ни свет, ни заря, а кто-то спит до 8 утра. Кто-то выходит гулять в полдень, а кто-то в это время уже идет обедать.

Внутренние ритмы каждого ребенка индивидуальны, поэтому проще под них подстроиться, чем идти в разрез с потребностями малыша.

Это примерный распорядок дня, но временные интервалы у каждого ребенка будут свои.

7.00 Подъем
7.00 – 7.30 Умывание
7.30 – 8.00 Зарядка
8.00 – 8.30 Завтрак
8.30 – 9.00 Рисование, чтение книг
9.00 – 11.30 Прогулка
11.30 – 12.00 Завершение прогулки, подготовка к обеду
12.00 – 12.30 Обед
12.30 – 14.30 Дневной сон
14.30 – 15.30 Подъем и самостоятельные игры
15.30 – 16.00 Полдник
16.00 – 18.00 Прогулка
18.00 – 19.30 Завершение прогулки, игры, подготовка к ужину
19.30 – 20.00 Ужин
20.00 – 21.00 Водные процедуры
21.00 – 21.30 Кефир (грудное молоко)
21.30 Ночной сон

Как правило, к возрасту 1 года и 3 месяцев дети, в отличие от , уже отказываются от ночных кормлений, но некоторые все еще просыпаются, чтобы перекусить. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то ночное кормление вреда не принесет. Но вот смесями лучше не увлекаться, так как это может привести к развитию кариеса.

На данном этапе развития происходит перестройка режима и переход с двойного дневного сна на один. Поэтому вопрос, сколько должен спать ребенок этого возраста, может иметь лишь примерный ответ – около 13 часов в день, большая часть которых должна приходиться на ночь. Малыш может часто просыпаться по ночам не только от голода, причинами плохого сна могут быть и другие факторы.

  1. Привычка засыпать на руках, с соской, с бутылочкой. В тех случаях, когда в сознании малыша засыпание тесно связано с каким-либо предметом или действием, ребенок, проснувшись ночью, уже не может самостоятельно уснуть. Единственным выходом из такой ситуации должен стать отказ от ритуалов, сопутствующих засыпанию.
  2. Переутомление. Если ребенок получил за день избыточное количество впечатлений, спал меньше, чем привык или лег позже, чем следует, не стоит ждать, что он всю ночь будет спать «без задних ног». Напротив, он будет просыпаться и капризничать, поэтому важно четко соблюдать распорядок дня.
  3. Рост зубов и новые навыки. , особенно клыки, он испытывает сильный дискомфорт, облегчить который можно при помощи специальных анестезирующих средств, разработанных специально для таких случаев. Если ребенок только учится вставать, ходить, бегать, он также может проявлять во сне беспокойство.
  4. Гигиена сна. Возможно, малыш привык спать в определенных условиях, таких как определенная температура, уровень шума, свет, а потом что-то поменялось. Например, стало жарче, светлее, тише/громче. Постарайтесь оценить обстановку и понять, изменилось ли что-то в окружающей среде. Если нет, то этот фактор можно исключить.

Если режим сна малыша нарушен, но ни один из вышеперечисленных факторов не проясняет ситуацию, значит стоит задуматься о возможных медицинских проблемах и своевременно обратиться к врачу.

Развитие ребенка в возрасте 1 года и 3 месяцев – это один из самых интересных и серьезных этапов жизни малыша, ведь буквально за два месяца он обретает некоторую самостоятельность действий и начинает по-новому воспринимать и познавать мир. Каждый родитель должен разумно и ответственно походить к вопросам развития и воспитания, не забывая об индивидуальности ребенка, понимая, что главное – это любовь и терпение.

Что должен уметь малыш? В 1 год и 3 месяца ребенок умеет открывать и закрывать коробки, а благодаря развитию памяти он запоминает ежедневный ход событий.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

Хотя ребенок в 1 год и 3 месяца все еще испытывает трудности с поддержанием равновесия, ему все лучше и лучше удается без проблем пересечь всю комнату. Он также может нагибаться и поднимать небольшие игрушки.

Малыш в возрасте 15 месяцев, как правило, не ограничивается ходьбой, он начинает подниматься все выше и выше. Подниматься в самом прямом смысле, потому что он уже видит все прелести восхождения по лестнице и отдается этому занятию всей душой. Хотя ребенок, конечно, захочет преодолеть несколько этажей, не поднимайтесь слишком высоко – не забывайте, что обратный путь малышу придется проделать на ваших руках (ему только предстоит научиться спускаться самостоятельно в ближайшие месяцы).

Все лучше работают маленькие ручки и пальчики. В 1 год и 3 месяца ребенок может уже положить маленькую игрушку в контейнер , с легкостью открывает и закрывает коробки или коробочки, вынимает заинтересовавшие его предметы, собирает их и проводит с ними много времени. Он может с легкостью поднять с ковра маленькие крошки, рассыпанный горох или бусины.

Малыш может так же охотно пользоваться левой, как и правой рукой, или предпочесть одну руку, чтобы через несколько дней перестроиться на другую.


Рост и вес в 1 год и 3 месяц

  • Мальчики в среднем имеют вес - 11,1 кг., рост - 79 см.
  • Девочки - в среднем имеют вес - 10,3 кг., рост - 77,2 см.

Эмоциональное развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

Малыш уже прекрасно понимает, что мама – совершенно отдельная личность и в любой момент может внезапно исчезнуть из его поля зрения. Поэтому в таком возрасте часто возвращается страх перед расставанием, который приобретет наибольшую выраженность примерно в - .

Несмотря на растущую самостоятельность 15-месячного ребенка, он по-прежнему является малышом, который нуждается в близости и заботе мамы. Ребенок в этом возрасте разрывается между потребностью в независимости и стремлением к безопасности , которую он обретает в присутствии родителей. Разлучаясь с ними, он испытывает большой стресс. Страх перед уходом родителей является естественным этапом в развитии ребенка, но благодаря вашим умелым действиям скоро должен пройти.

В этот период для ребенка очень важными становятся ежедневные ритуалы. Благодаря развивающейся памяти он запоминает ежедневный ход событий , а повторение действий в одной и той же последовательности дает ему чувство безопасности.

  • Не запрещайте ребенку ходить с вами в ванную. Хотя вас могут смущать совместные походы в туалет, скоро вы оцените их пользу: малыш быстрее научится писать на горшок и расстанется с памперсами.

Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

Какие новые слова узнал в этом месяце ваш малыш? Скорее всего, его словарь расширился на несколько новых слов – например, "дай", "баба" или "дядя".

В 1 год и 3 месяца малыш использует также несколько двухсложных слов, имитирующих звуки, издаваемые животными ("гав-гав" или "ко-ко"), и может обозначать ими соответствующих животных.

Совершенствуется способность ребенка осознавать собственное тело: если малыша спросить про какую-то часть тела, он может уже определить, например, где его ушко, нос, рука и попробовать найти их на вашем теле.

Одной из любимых игр в этот период может быть уход за куклой, благодаря этому малыш развивается и лучше познает человеческое тело.

Понятие „любимая игра”, однако, достаточно условно: наблюдая за вашим ребенком, вы можете подумать, что он не получает никакого удовольствия, а все игрушки ему надоедают. Это не так. Малыш бросает очередное занятие, потому что не может еще сосредоточиться на одном действии. Его внимание рассеивается между игрой, родителями и изучением окружающего мира.

Моторика рук и ладони развивается параллельно с растущей креативностью. Малыш с удовольствием рисует карандашами, поскольку рисование для него – новый, захватывающий опыт. Когда он сможет изобразить улыбающееся солнышко и домик с трубой? Еще не скоро.

  • Записывайте новые слова. Даже если сейчас вы думаете, что вы запомните их навсегда, они могут вылететь из памяти, и будет очень жаль. Благодаря своим записям вы сможете видеть развитие речи ребенка, как на ладони. Они также позволят вам обнаружить много интересных вещей: может оказаться, что малыш говорит "ди" не только на дверь, но, скажем, на все, что открывается и закрывается (например, рот). Интересно, не правда ли?
  • Играйте с ребенком перед зеркалом. Со временем малыш поймет, что видит в нем себя. Это будет большой шаг в его развитии.
  • Не волнуйтесь, если вы заметили, что ваш малыш охотнее всего рисует темными цветами. В данный период жизни это не признак горя или проблем – малыш, как и все дети в этом возрасте, предпочитает яркие, бросающиеся в глаза оттенки.
  • Помогите своему ребенку знакомиться с животными. Играйте с ним в "Как говорит котенок" (собачка, коровка и т. д.), показывайте ему простые картинки.

Ребёнку исполнился 1 год и 3 месяца, его развитие происходит порой настолько быстро, что родители не успевают диву даваться. Каждый день у крохи появляется новое умение, новое знание. Каким оно должно быть? И как помочь крохе в познании окружающего мира? Сейчас выясним.

Развитие — это то, что дает родителю понять: ребёнку 1 год и 3 месяца и с ним всё в полном порядке. Достаточные умения и навыки малыша — повод для радости. Недостаточные — повод для обращения к специалисту. Но как ни крути, именно они являются своеобразной лакмусовой бумажкой для родителей.

Что должен уметь

Ребёнку исполнился год и 3 месяца, и ежедневно список того, что он должен уметь к этому возрасту, расширяется. Игры с мячом, требующие активных движений, — его любимые. В них он выражает свои эмоции, делая это порой очень смешно и нелепо. Кроха познает мир, выворачивая наизнанку шкафы и рассматривая каждый “вывернутый” предмет по отдельности. Мамин телефон или пульт от телевизора — лучшие друзья малыша. С их помощью он начинает имитировать телефонные разговоры.

В этот период ваше чадо начинает активно демонстрировать свои чувства. Может обнять и поцеловать не только родителей, но и любимую игрушку или собаку. Его не заставишь делать то, чего ему не хочется. Будете напирать — дитя продемонстрирует негодование. Всех родных людей и тех, кто проводит с ним много времени, знает не только в лицо, но и по имени. Произнести может не всегда, но, услышав знакомое имя, непременно реагирует.

Занятия

В возрасте 1 год 3 месяца с ребёнком необходимо проводить занятия ежедневно. Используйте систему Монтессори, выбирая те задачи, которые, на ваш взгляд, малыш решает хуже всего. Развивающее занятие “Рамки Монтессори” — ответ на вопрос, чем интересным и увлекательным занять ребёнка в год и 3 месяца. Для этого понадобятся картонные рамки с вырезанными геометрическими фигурами и вкладыши аналогичной формы. Пусть малыш найдет каждой рамке пару-вкладыш. На первых порах помогите ему, покажите, что нужно делать, на конкретном примере.

Игры

Для развития физической активности малыша можно предложить ему следующий игровой комплекс. Поставьте перед ним коробку с игрушками, попросите заглянуть туда и выбрать, к примеру, мягкого медвежонка. После того как малыш отыщет искомый предмет, попросите его принести игрушку вам. Помимо этой игры, с маленьким ребёнком в 1 год 3 месяца, можно сыграть в “Копилку”, развив таким образом логику и мелкую моторику. Если в хозяйстве есть копилка, прекрасно. Если нет, можно сделать её самостоятельно. Принцип игры прост: попросите чадо протолкнуть в копилку любой найденный им и подходящий для этого предмет. Для облегчения задачи предложите ему зернышко кофе, монетку, закладку для книги, кубик и так далее.

Питание

Специалисты считают, что рацион маленького ребёнка в 1 год и 3 месяца и вплоть до полутора лет должен составлять 1300 килокалорий. При этом кроха должен кушать пять раз в день. Питание малыша в 1 год и 3 месяца окончательно превращается во взрослое, в меню ребёнка превалируют овощи и белки животного происхождения.

Ученые подсчитали и выяснили, что на каждый килограмм массы тела вашего чада в день должно приходиться по четыре грамма жиров и углеводов и по шестнадцать граммов белка. Если вы заметили, что ребёнку, которому исполнился год и 3 месяца, пятое кормление не нужно, если видите, что он плохо его ест, откажитесь от последнего приёма пищи. Кроха даёт вам сигнал, что в пятиразовом питании уже не нуждается.

Сон

В этом возрасте малыши спят приблизительно тринадцать часов в сутки. Читая о том, сколько спит ребёнок и понимая, что ваш кроха в год и 3 месяца спит меньше (или больше), имейте в виду: указанное количество часов может меняться в каждом конкретном случае, то увеличиваясь, то уменьшаясь на пару часов.

В идеале дневных снов должно быть три. Два как минимум. длительность каждого из них должна быть не менее часа. Однако идеал — это не правило и уж точно не реальность. В вашем конкретном случае всё может быть иначе. К тому же, когда ребёнку год и 3 месяца, он нередко плохо спит ночью и днём. Причины снижения качества сна могут быть самыми разными — от прорезывания зубов до психологических переживаний.

В возрасте около 1 года 3 месяцев для малыша самыми интересными и самыми важными по-прежнему продолжают оставаться предметные игры, т.е. игры, во время которых ребенок крутит-вертит игрушки и другие предметы, ощупывает их, знакомится с их назначением. Повторяя помногу раз одни и те же действия с предметами, малыш познает их физические свойства, накапливает свой собственный опыт взаимодействия с ними, ну и, конечно, совершенствует моторику, оттачивает навыки и умения.

Ранее я уже публиковала несколько статей с подборкой наших игр для развития сенсомоторных навыков. В сегодняшней статье – чуть более сложные занятия, примерно рассчитанные на малышей старше 1 года 3 месяцев. Разбиение по возрастам, конечно, несколько условно и сделано лишь для того, чтобы было удобнее ориентироваться во множестве игр. Так что не дожидайтесь определенного возраста, а используйте занятия из этой статьи тогда, когда почувствуете, что ребенок готов.

Хочу заметить, что многие игры из статей «Развивающие игры для детей 1 года»по-прежнему актуальны и в возрасте после 1 года 3 месяцев, в частности , .

Ну а теперь представляю вашему вниманию еще 10 вариантов развивающих игр:

1. Сортировать предметы

В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.

Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты). На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того, постарайтесь, чтобы поначалу по всем остальным свойствам предметы были полностью идентичны . Т.е. например, если вы сортируете кубики на красные и зеленые, желательно, чтобы они были одинакового размера. Так ребенку будет понятнее.

Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.

Также можно изготовить специальные карточки для сортировки . На одних карточках нарисовать все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие. Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» для сортировки по цвету и по размеру . Наборы, прямо скажем, ничего особенного, но если лень самим делать карточки, то подойдут.

Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.

Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.

Отдельный пласт представляют собой игры на сортировку по цветам . В статье « » можно найти несколько вариантов такой сортировки. К примеру, вот такой сортер из коробки от чая и разноцветных деталей мозаики. Ничуть не хуже получаются сортеры с деталями конструктора, разноцветными скрепками, пуговицами и т.д.

Из несамодельных вариантов самый лучший цветовой сортер, на мой взгляд, — это волшебный комодик . Здесь, помимо того, что ребенок учится различать цвета, он еще и тренирует мелкую моторику — учится направлять маленькие детали точно в дырочку, а также укладывать их в рамки-вкладыши. Задача непростая и ооочень увлекательная. Ребенок может и час за ней просидеть

Если цветные сортирвоки уже надоели, то можно присмотреться к комодикам "Формы " или "Животные "

Ну и, наконец, если вы хотите включить в свою игру больше цветов и оттенков и при этом являетесь любителем красивых и экологичных Монтессори-игрушек, то вам обязательно сгодятся сортеры в виде цветных гномиков , матрешек и деревянных мисочек .



2. Играть с водой

По моим наблюдениям, игры с переливанием воды становятся интересны ребенку даже раньше, чем в 1 год 3 месяца. Первые действия, которые нужно осваивать – это переливания из стаканчика в стаканчик, наполнение одной большой емкости при помощи другой посуды поменьше (например, небольшими стаканчиками черпаем воду в ведерко). После того, как эти действия освоены, можно учиться разливать воду по стаканам из небольшого чайничка или кувшинчика . Мы учились на чайнике высотой 20 сантиметров.

Во время такой игры главное, чему нужно учить малыша – это правильно держать чайник. Объясняйте ребенку, что чайник нужно держать правой рукой (если он правша) за ручку, а левой немного придерживать с другой стороны, при этом поднимать чайник нужно так, чтобы он не касался края стаканчика, иначе стакан упадет. Конечно, на первых порах вам нужно будет держать чайник вместе с малышом, т.к. это задание не из легких.

Переливание воды из чайника в стаканы, естественно, можно интересно обыгрывать. Рассадите игрушки и скажите малышу, что ему сейчас предстоит ответственное задание – разлить всем гостям-игрушкам чай.

3. Просеивать крупы через ситечко

Еще одна развивающая игра, придуманная знаменитой . Эта игра нацелена на знакомство ребенка с ситом и его интересным свойством – отделять крупное от мелкого. Для занятия нужно предварительно смешать в миске манку и фасоль. А затем вместе с малышом нужно при помощи ситечка с ручкой отделить фасоль от манки. Отсеянную фасоль складывайте в отдельную мисочку.

В процессе игры объясняйте малышу, что фасоль осталась в ситечке, потому что она крупная и не может пройти через дырочки в сите, а манка мелкая, поэтому она через дырочки просеивается.

4. Собирать пазлы из 2 частей


Показывайте малышу, как из двух частей можно получить единую картинку. Для этого подойдут самые простые пазлы или разрезные картинки (Лабиринт , My-shop , KoroBoom ). Мы с Таисией в этом возрасте играли так: я брала одну половинку животного и начинала подставлять к ней разные варианты вторых половинок, Таисия показывала, какая половинка, по ее мнению, подходит, а какая нет. Такая игра дочке очень нравилась, но вот самостоятельно собирать картинки в этом возрасте она пока не хотела, настоящая « » у нас началась в 1,5 года.

5. Резать овощи и фрукты

Для этой игры понадобится набор разрезных овощей или фруктов (Ozon , KoroBoom , My-shop ) . Обычно такие овощи состоят из двух половин (а бывает и больше кусочков), сцепляющихся между собой липучкой. Также в комплект входит деревянный нож.

Игра очень полезная, потому что в ней ребенок учится координировать свои действия. Не так это просто, как казалось бы, — направлять нож ровно по разрезу, да еще и придерживая овощ другой рукой. А учить малыша придерживать овощ второй рукой нужно обязательно, именно так мы вырабатываем у него способность делать одновременно двумя руками разные действия. А еще ребенок учится самостоятельности, и чем упорнее он будет, тем быстрее поразит вас своими «кулинарными» навыками

6. Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко

Т.к. в этом возрасте малыш уже неплохо отличает маленькие предметы от больших, можно потихоньку учить его собирать пирамидку, нанизывая кольца в правильном порядке. Для этого нужно объяснять ребенку, что при сборе пирамидки всегда нужно ориентироваться на самое большое колечко. Нашли самое большое кольцо – надели его на стержень, из оставшихся снова ищем самое большое. Поначалу лучше использовать небольшие пирамидки из 3-4 колец, либо, если пирамидка большая, нужно ограничивать каждый выбор малыша 3-4 кольцами.

Аналогично можно учиться собирать пирамидку и из . Кроме того, колпачки также можно собирать в обратном порядке – начинать с самого маленького, а затем последовательно накрывать бОльшими колпачками, как бы пряча предыдущие.

Мы с Таисией регулярно практиковали построение пирамид и башен из колпачков. В 1 год 4 месяца она уже строила их (из 6-7 колец или колпачков) практически самостоятельно, с минимальным количеством моей помощи. Я предлагала дочке на выбор 3-4 детали, из которых она выбирала подходящие. Но больше всего Таисия любила последовательно прятать колпачки один под другим.

7. Собирать матрешку, самостоятельно подбирая половинку


Суть занятия сходна с предыдущим – игра учит ребенка ориентироваться в размерах и подбирать подходящие. Естественно, пока что малыш не будет полностью собирать матрешку (My-shop , Лабиринт , KoroBoom ) без вашей помощи, на данном этапе ему необходимо постоянно подсказывать, объяснять и наглядно демонстрировать, почему одна половинка подходит, а другая – нет.

Когда мы только учились собирать матрешку, мы играли так: все «головы» я откладывала в одну сторону, а «ноги» — в другую. Потом брала одну «голову» и предлагала несколько «ног» на выбор. Понимание того, что не каждые «ноги» подойдут к одной конкретной «голове» пришло к Таисии где-то в 1 год 2 месяца, с тех пор мы начали медленно, но верно обучаться искусству подбора размеров.

8. Собирать грибы/ягоды


Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт , My-shop , KoroBoom ). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).

Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате. Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается. А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.

9. Одевать кукол, накладывая одежду


С одеванием обычных кукол малыш пока что вряд ли справится, а вот на плоских куклах он уже вполне сможет реализовать свои дизайнерские начинания. В продаже можно найти различные наборы (Ozon , My-shop , KoroBoom ) (как правило, для игр в ванной), состоящие из кукол и богатого ассортимента одежды и аксессуаров на все случаи жизни - надевай все, что душе угодно.

Таисия эту игру очень полюбила как раз где-то в возрасте 1 года 3 месяцев. И по сей день мы периодически к ней возвращаемся, купаясь в ванной. В нашем наборе два персонажа для одевания, поэтому есть простор и для сюжетных игр.

10. Изучать противоположности на реальных предметах

Чем старше становится малыш, тем больше вещей начинает его интересовать, тем больше понятий он способен уяснить. Изучать различные понятия можно и по книжкам, но малыш усвоит все гораздо лучше, если ему показывать суть тех или иных вещей в реальности. Например, очень интересно изучать противоположности. Что именно изучать?

    Возьмите две пластиковые бутылки и наберите их водой, в одну налейте мало, а в другую много воды. Дайте ребенку поднять каждую из бутылок, объясните, что одна из них тяжелая, а другая легкая.

    Возьмите две пластиковые бутылки, в одну из них налейте горячей воды, а в другую – холодной. Ощупывая бутылки, малыш хорошо усвоит эти понятия.

    Полежите вместе с малышом сначала на подушке, а потом на полу. Объясните, что на подушке приятно и удобно лежать – она мягкая, а вот на полу не так – он твердый!

    Вы можете объяснять малышу понятия «пустой» и «полный» на примере пустого и полного стакана, или ведерка с песком.

Ну и все в таком духе, придумать подобных примеров в жизни можно очень много!

11. Играть с простыми мозаиками

А еще 1 год 3 месяца — это отличное время, чтобы начинать приобщаться к мозаикам ! Но только, конечно, к самым простым, малышковым. Главная задача мозаики в этом возрасте — не обучить ребенка создавать картины и не развить фантазию, а научить малыша работать с мелкими деталями и выучить цвета.

Совсем не обязательно при игре сразу вставлять детали «правильно». Как правило, сначала дети слишком сильно увлечены процессом, чтобы обращать внимание на цвет деталей. Пускай сначала ребенок просто вставляет детали в отверстия, тренируя неподдающиеся пальчики. Ну а вы проговаривайте названия тех деталей, которые берет ребенок, чтобы у него в голове потихоньку откладывалась эта информация. И только когда малыш освоится с игрой и вы поймете, что ваша информация «не прошла мимо ушей» , предложите вставить синюю деталь в синее отверстие, а красную — в красное.

Вот примеры очень хороших, малышковых мозаик. Из деревянных (и довольно бюджетных) — это "Бабочки " (как на фото чуть выше), "Машинки ". Из пластиковых — "Веселые пуговки ".

На этом все. Если все из этой статьи уже освоено, переходите к следующей подборке — !