Лексическая тема 9 мая для дошкольников. Конспект НОД для детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи: День Победы. Развитие внимания, памяти, мышления

Конспект занятия, посвященного 70–летию Победы,

по теме: «Славься, день Победы!»

(логопедическая группа «Речецветик»)

Цель: формировать представления и систематизировать знания детей о Великой Отечественной Войне.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной Войны, как живущие помнят о них.

2. Продолжать работать над развитием связной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы.

3. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей.

4. Воспитывать гордость, патриотизм, чувство уважения к прошлому, учить чтить память погибших героев.

Интеграция образовательных областей: социально–коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Предшествующая работа:

1. Беседы: о приближающейся дате «70–летие Победы», «Армия вчера и сегодня», «Дети – герои войны», «Военные профессии».

2. Чтение, заучивание произведений о ВОВ.

3. Участие в конкурсе чтецов.

4. Изготовление поздравительных открыток «Спасибо за мир».

5. Совместная выставка изобразительных работ детей и родителей «Победный май», «Никто не забыт и ничто не забыто».

6. Оформление группы к празднику.

Оборудование: фото из личных архивов, альбом «Военные дороги», кубы со словами «мир», «май», «Победа», телефон, бинокль, игрушка – автомат, планшет с картой, канат, посылочные ящики, носки, шарфы, рукавицы, мыло, военные письма, поздравительные открытки, текст песни «Солнечный круг».

Воспитатель: Ребята, давайте послушаем тишину. В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи–то шаги. Мирная тишина. В ней не слышно звука выстрела, рева танка.

Солнце светит, пахнет хлебом,

Лес шумит, река, трава.

Хорошо под мирным небом

Слышать добрые слова.

Хорошо зимой и летом,

В день осенний и весной

Наслаждаться ярким светом,

Звонкой, мирной тишиной.

Совсем скоро, 9 Мая, наша страна будет отмечать великий праздник – День Победы. А замечателен он тем, что в этот день закончилась война, страшная и жестокая, которая длилась целых четыре года.

Неожиданно воскресным летним утром, когда люди занимались своими обычными делами: отдыхали, радовались солнышку и теплу. И вдруг внезапный гул самолетов. Они все ближе, вот уже с грохотом рвутся бомбы. Так на нашу страну напал враг - фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война.

Что такое война?

Война – это горе и страх, разруха и смерть.

Война – это борьба, когда враг нападает, а защитники освобождают свою землю от врагов.

Война – это вооруженная борьба между государствами.

С кем воевал наш народ? (С фашистами)

Что хотели сделать фашисты с нашей страной? (Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить народ в рабов)

Воспитатель: Много жизней унесла эта война. Давайте почтим память всех героев – победителей минутой молчания.

Объявляется минута молчания (Все встают).

Прошу садиться.

Не удалось фашистам разгромить нашу Родину, потому что весь народ встал на борьбу с врагом.

Лиза, что такое Родина?

«Моя Родина»

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой

Мы Родиной нашей зовем.

М. Лисянский

Воспитатель: По всей стране люди поставили героям войны памятники. Какие памятники героям Великой Отечественной Войны установлены в нашем городе Миассе? (мемориальный комплекс «Скорбящая мать»)

Они напоминают нам и не дают забыть о трудных военных годах. Послушайте стихотворение (читает ребенок).

«Войны я не видел»

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас –

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьей быть должны!

Воспитатель: Ребята, мы победили, потому что наши солдаты в бою были какими? (смелыми, храбрыми, мужественными, бесстрашными, отважными, решительными, неустрашимыми, они готовы были за свою Родину жизнь отдать)

Как называют человека, который проявил в бою храбрость, отвагу, бесстрашие? (герой)

Как называют героический, самоотверженный, смелый поступок? (подвиг)

Какие пословицы о героях вы знаете?

  • Герой никогда не умрет – он вечно живет.
  • Герой за славой не гонится.
  • Умелый боец – везде молодец!
  • Хорош в строю – силен в бою!
  • Красна девица косами, а солдат орденами!
  • Набирайся ума в учении, а храбрости – в сражении!
  • Друг за друга стой – и выиграешь бой!

А ну – ка и мы с вами, как солдаты разомнемся немного (Проводит ребенок).

Физ. минутка «Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идем.

В нашу Армию, ребята,

Просто так не попадем.

Нужно быть умелыми,

Сильными и смелыми.

Воспитатель: Тяжелая война была для нашего народа. Сейчас еще живы те, кто воевал много лет назад. Но они уже очень старенькие.

Как называют таких людей? (ветераны)

Еще хочется вспомнить тех героев, которых сейчас с нами нет. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта, фотографии.

Я приглашаю вас, ребята, вместе с родителями рассказать о жизни своих прадедушек и прабабушек в годы войны.

Мы всегда будем помнить о людях, которые подарили нам мир.

Стихотворение «Еще тогда нас не было на свете»

Когда гремел салют из края в край

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам на веки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

М. Владимов

А сейчас мы поиграем, разделимся на три команды. Каждой даются кубики с буквами, из них вам нужно сложить слова (мир, май, победа).

Крикнем хором: «ПО-БЕ-ДА! У-РА!!!»

Что такое День Победы?

Стихотворение «Что такое День Победы?»

(Читают, чередуясь, двое детей)

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Этот запахи весны…

Что такое День Победы –

Это значит – нет войны.

Усачев Андрей

Я хочу проверить, знаете ли вы, кто храбро сражался за нашу Родину?

Игра «Скажи, кто воевал»

(Дети встают в круг, называют слова, передавая звездочку друг другу: летчики, моряки, танкисты, солдаты, санитары, врачи, артиллеристы, минометчики, саперы, пограничники, связисты, автоматчики, телефонисты).

Воспитатель: Но тяжело было не только солдатам, морякам, танкистам, летчикам. Тяжело во время войны было всем людям.

Чем занимались женщины в тылу? Вставали за станки на заводах (иллюстрация), работали днем и ночью, выпуская для фронта оружие, снаряды, танки, самолеты.

Как и чем помогали подростки? (иллюстрация) Они тоже вставали к станкам, готовили гильзы для патронов, собирали винтовки, шили солдатам одежду.

Ребята, а какая работа была на полях? (иллюстрация) (Пахали землю, сеяли зерно, выращивали его) Да, ведь человеку необходима еда. Люди жертвовали всем: своим здоровьем, временем, сном. Людям очень хотелось, чтобы война поскорее закончилась.

Воспитатель: Ребята, вспомните, чем и как помогал фронту наш г. Миасс? Что для фронта производили на наших заводах? (На заводах выпускали автомобили, на которые монтировали знаменитые «Катюши», моторы для самолетов и танков, мины, снаряды)

Перенесемся сейчас в те военные годы и посмотрим несколько боевых эпизодов.

(Выходят дети в костюмах с элементами военной формы)

Сценка «Мы военные» С. Михалкова

Телефонист (с телефоном)

Алло, алло, «Юпитер», я «Алмаз».

Почти совсем не слышно вас.

Мы с боем заняли село,

А как у вас? Алло, алло.

Моряк (смотрит в бинокль)

На горизонте самолет.

По курсу полный ход, вперед!

Готовься к бою, экипаж,

Отставить, истребитель наш.

Автоматчик (в руках автомат)

Вот я забрался на чердак.

Быть может, здесь таится враг?

За домом очищаем дом

Врага повсюду мы найдем.

Летчик (с планшетом и картой)

Пехота здесь, а танки тут

Лететь осталось семь минут.

Понятен боевой приказ:

ВСЕ: Противник не уйдет от нас!

Только сильные, бесстрашные, умелые воины смогли победить в этой войне. А ну–ка проверим, есть ли среди вас ловкие связисты?

Аттракцион «Связисты»

(дети делятся на две команды, сматывают «телефонный провод»)

Не только взрослые, но и дети помогали победить врага. Мы много говорили с вами о детях – героях войны (обратить внимание на выставку). Школьники учились и работали на заводах наравне со взрослыми. Девочки и старенькие бабушки вязали для солдат вещи, а потом собирали на фронт посылки.

Что еще люди могли положить в посылку солдатам? (Вязаные носки, шарфы, рукавицы для тепла, мыло, табак и обязательно писали письмо, в котором желали победы над фашистами)

Сейчас мы попробуем собрать такую посылку.

Эстафета «Кто быстрее соберет посылку на фронт»

(Участвуют две команды детей по 6 человек. Участники держат в руках по одному предмету: вязаные шарф, носки, рукавицы, кусок мыла, коробочку с надписью «Табак», письмо–треугольник. На расстоянии 4-5 метров от команд стоят посылочные ящики, дети по очереди подбегают к ним и складывают вещи. Побеждает команда, которая первой выполнила задание)

И сейчас в мирное время, когда война осталась где–то далеко–далеко, мы от души говорим: «Героям Победы - спасибо».

Послушайте стихотворение (Читает ребенок, а двое других детей выносят Победное знамя «С днем Победы», держа его горизонтально).

«Героям Победы - спасибо»

Спасибо Героям,

Спасибо солдатам,

Что мир подарили,

Тогда – в сорок пятом!!!

Вы кровью и потом

Добыли Победу.

Вы молоды были,

Сейчас уже деды.

Мы эту Победу –

Вовек не забудем!!!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!!!

Пусть счастье и радость

Живут на планете!!!

Ведь мир очень нужен –

И взрослым и детям!!!

Ольга Маслова

(Двое ребят поднимают Победное знамя, дети и гости читают хором надпись)

Ко дню Победы мы сделали для ветеранов поздравительные открытки. Если вы 9 Мая встретите старенького человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «Спасибо» за то, что защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы помним о той трудной замечательной Победе.

Хочется закончить наш праздник песней

Песня «Солнечный круг».

Дети выстраиваются у доски и поют вместе с родителями.

Воспитатель приглашает всех на чаепитие.

воспитатель

МБДОУ № 63 г. Миасса Челябинской области

Дети должны усвоить: что такое праздник 9 Мая; кто такие Ветераны Великой Отечественной войны; почему их нужно помнить и поздравлять.

Лексический материал (словарь): праздник, Победа, герои, Родина, подвиг, Великая Отечественная война, солдат и т. д.

Рассказать ребёнку о героях Великой отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах.
Вспомнить и рассказать ребёнку, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, показать фотографии родственников. Подумай и ответь на вопросы:

    Как называется наша страна? Нужно ли охранять нашу Родину? Кто нас защищает? Какой праздник мы отмечаем 9 мая? Кого называют войны?
Объясни значение пословицы:

Кто за Родину горой, тот истинный герой.


Подбери слова, которыми ты поздравишь воина – ветерана. Нарисуй для него букет цветов.
Совместно с ребёнком сходить к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.

Лексическая тема: «ЛЕТО»

Уточнить последовательность смены времён года. Спросить у ребёнка, знает ли он, какое время года сейчас? Попросить назвать предшествующее лету и последующее за летом время года. Понаблюдать вместе с ребёнком за летними изменениями в природе. Повторить и закрепить названия летних месяцев. Упражнение «Скажи одним словом». Закончи предложения.

    Людей, которые выращивают хлеб, называют хлеборобами. Людей, которые выращивают сады, называют … Людей, которые выращивают овощи, называют … Людей, которые выращивают цветы, называют …
Упражнение «Подбирай слова». Закончи предложения: подбери как можно больше слов-предметов. Образец: Летом в лесу много деревьев: елей, дубов, сосен...
    Летом в лесу можно увидеть много разных животных: … Летом в лесу растёт много грибов: … - и ягод: … Летом на полянах много цветов: … Над ними летает много насекомых: …
Упражнение «Стань художником». Отгадай загадки. Выучи 2 по выбору. Нарисуй отгадки цветными карандашами.

Ветер, сильный и могучий,

Вдруг нагонит в небе… (Тучи)

Побежали по дорожке серебристых нитей ножки. (Дождик)

Огненная змейка

В небе появилась.

Как она средь тучек

Серых появилась?

Через речку прыг да скок-

Перекинулся мосток.

Подружила берега

Семицветная дуга.

Тема: «Безопасность»


Повторите с ребёнком правила поведения на улице:

Люди могут ходить только по тротуару. Играть и бегать на тротуарах нельзя.

Улицу можно переходить только по переходу, на зелёный свет светофора, держа взрослого за руку. В транспорте нельзя шуметь и толкаться. Пожилым людям нужно уступать место.


Выучите с ребёнком четверостишья:

Всем ребятам, спору нет, Светофор. Зелёный свет.

По душе . Проходи. Препятствий нет.

Но кататься детворе А когда зажёгся красный,

Можно только во дворе. Стой! Теперь идти опасно.


Помогите ребёнку сделать в тетради светофора. Пусть он расскажет вам, что означает каждый цвет светофора.
Отгадайте и выучите с ребёнком загадку:

Встало с краю улицы Где машины движутся,

В чёрном сапоге Где сошлись пути,

Чучело трёхглазое Помогает улицу

На одной ноге. Людям перейти.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи «День Победы»

Описание материала:
конспект может быть полезен учителям-логопедам, воспитателям детских садов, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель:
расширение представлений детей о празднике – Дне Победы в Великой Отечественной войне; формирование лексико-грамматических категорий по теме «День Победы».

Задачи:

1. Образовательные
Активизировать пассивный и активный словарь по теме «День Победы».
Формировать умения:
- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;
- образовывать множественное число имён существительных;
- образовывать форму творительного падежа имён существительных.
2 Коррекционные
Развивать чувство ритма.
Развивать логическое мышление.
Развивать общую и мелкую моторику.
3. Воспитательные
Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, гордость за Отечество, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Ход занятия.

Организационный момент
Ежегодно в мае вся наша страна отмечает великий праздник. Какой?
- День Победы.
Правильно. В этом году мы празднуем 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне.
В этот великий для страны день все люди собираются на праздничный парад.

Игровое упражнение «Барабанщики»
(выполнение упражнения с палочками: повторение ритмического рисунка)
На парад идёт отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.


На параде всегда идут строем разные войска армии, едет военная техника, звучит торжественная музыка военного оркестра.
Давайте вспомним военные профессии
«Кто кем был?» (по картинкам)
Этот солдат был – пограничником
Этот солдат был – лётчиком
Этот солдат был – моряком
Этот солдат был – танкистом
Этот солдат был – радистом
Игровое упражнение «Один - много»

Танк – танки
Солдат – солдаты
Моряк – моряки
Парашют – парашюты
Самолёт – самолёты
Ракета – ракеты
Игровое упражнение с палочками (по схемам)
Предлагаю вам из палочек выложить военную технику: катюшу, танк, подводную лодку,самолёт, ракету, корабль...





Наши дедушки и прадедушки отважно и смело сражались с захватчиком - врагом, чтобы мы с вами могли жить в мире.
Наполним нашу «Копилочку признаков» словами: какие были наши солдаты:
- Солдат (какой?) – смелый, храбрый, отважный, сильный, ловкий, здоровый, внимательный, меткий…
Давайте и мы с вами проведём тренировку
«Тренировка» (физминутка)
Встанем смирно, без движенья,
Начинаем упражненья:
Руки вверх подняли – раз!
Выше носа, выше глаз.
Упражнение второе –
Положенье рук иное.
Будем делать повороты,
Выполнять с большой охотой.
А третье у нас упражненье –
Руки к плечам – круговые движенья.
Вперед - вперед, назад - назад.
Это полезно для наших ребят.
А теперь их сгибаем без труда,
чтобы сила богатырская была.
Затем приступим к туловищу мы –
Наклонов восемь сделать мы должны.
Сначала два раза вперёд наклонись,
Затем два раза назад – не ленись!
Вправо и влево ты наклоняйся,
Делай красиво, не ошибайся.
На ноги свои обрати ты вниманье,
Делай глубокие приседанья!
Теперь попрыгать очень нужно,
Пружиня вверх – скачите дружно!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую к груди,
Да смотри не упади!
А теперь постой на правой,
Если ты солдатик бравый.

А теперь потренируем наши язычки (артикуляционная гимнастика):
- «Язык-силач»;
- «Пулемёт».
Наши солдаты были не только сильными и отважными. Очень важно было обладать смекалкой, вниманием, сообразительностью. Давайте и мы с вами потренируем наш ум – разгадаем кроссворд.


1. Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик
Через несколько минут опустился (парашют)

2. Под водой железный кит,
Днём и ночью кит не спит.
Днём и ночью под водой
Охраняет твой покой (подводная лодка)

3. Какие «четвероногие бойцы» помогали солдатам в годы войны искать мины, вытаскивать раненых с поля боя, доставлять донесения. (собаки)

4. Чем награждали особо отличившихся в боях солдат (медаль)

5. Блестят сапоги и блестят на плечах автоматы.
Идут ровным строем матросы, пехота, солдаты
Сегодня девятое мая и каждый по-своему рад
Встречают победный на площади Красной (парад)

6. Знаменитая боевая машина, названная в честь известной военной песни. (Катюша)
Какое получилось слово?
- Великое и значимое слово ПОБЕДА!

Победа была не легкой. Многие не вернулись с войны, защищая нас с вами, чтобы мы с вами жили в хорошей, дружной, счастливой стране. Погибшие в боях за нашу счастливую жизнь навсегда останутся в нашей памяти.


Мы встречаем день Победы,
Он идёт в цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.
Этот день завоевали
Наши прадеды и деды.
Нашей Родине любимой
Слава, слава в День Победы!

«Мир» (пальчиковая гимнастика)
Мир – это когда заливаются пением птицы, ("клювики": большой и крепко сжатые остальные пальцы двигаются навстречу друг другу)
Мир – это детей счастливые лица, (указательные пальцы прижаты к щекам, улыбка, покачивание головой в стороны)
Мир – это солнце, цветы и тепло. (поочерёдно: подушечки пальцев соединены, образуют шар; ладони соединены, пальцы раздвинуты; руки скрещены на груди, похлопывание по плечам.)
Мир – это когда всем хорошо! (Ладошки в кулачках, большой палец вверх)


Изготовление голубков
Давайте сделаем символ мира – голубков и подарим их на параде ветеранам войны, труженикам тыла, своим бабушкам и дедушкам.

Занимаемся по теме: "День Победы"

Дети должны знать:

· кто из родственников принимал участие в Великой Отечественной войне;

· что на День Победы принято возлагать цветы к Вечному огню, устраивать парад, салют.

Лексика

Словарь ребёнка должен включать:

Существительные: мир, победа, салют, награды, орден, медаль, ветераны, враг, герой, солдаты, оружие, смелость, защитник, сражение, бой, атака, поражение, автомат, пушка, пулемёт и т.д.

Прилагательные: смелый, отважный, героический, мужественный, военный, мирный, солдатский, раненый, счастливый, радостный, долгожданная, трудное, победный, великий, майский, танковый…

Глаголы: победить, сражаться, стрелять, воевать, салютовать, помнить, поздравлять, вспоминать, искать, награждать, поднимать и т.д.

Грамматический строй речи

1. Игра «Образуй новое слово» (упражнять детей в словообразовании)

Сила - сильный; храбрость – храбрый; смелость – смелый;

Быстрота – быстрый; ловкость – ловкий; находчивость – находчивый;

Ум – умный; храбрый – храбрец; удалый – удалец; умелый – умелец;

Быстрый – быстро; смелый – смело; храбрый – храбро;

Отважный – отважно; лёгкий - легко

2. Игра «Скажи наоборот» (упражнять в подборе антонимов)

Смелый – трусливый;

Победитель - побеждённый;

Друг – враг;

Защитник – завоеватель;

Война – мир;

Добро – зло;

Герой – трус;

Победа – поражение.

3. Игровое упражнение «Скажи иначе» (упражнять в подборе синонимов) Солдат – боец, воин, рядовой, военнослужащий…..

Смелый – храбрый, отважный, мужественный, решительный….

4. Игровое упражнение «Какой? Какие?»

Солдаты стреляют – стреляющие солдаты;

Армия наступает – наступающая армия;

Воин сражается – сражающийся воин;

Боец защищает – защищающий боец;

Ветераны вспоминают – вспоминающие ветераны;

Враги отступают – отступающие враги;

Страна празднует – празднующая страна.

Связная речь

1. Пересказ рассказа (формирование связной монологической речи)

Рассказать ребёнку о том, что во время войны у солдат были верные помощники – это хорошо обученные собаки-санитары, которые разыскивали на поле боя раненых солдат и спасали их.

«Собака-санитар»

Солдат был ранен в руку и ногу. Он потерял много крови и лежал без сознания. Когда очнулся, он услышал, что рядом фыркает собака. Это была санитарная собака. На спине у неё была сумка с красным крестом. Там были бинты и лекарства. Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров. Санитары доставили раненого в госпиталь. Там солдата вылечили. Так собака-санитар спасла раненого.

Куда был ранен солдат? (Солдат был ранен в руку и ногу).

Что случилось солдатом после ранения? (Он потерял много крови и лежал без сознания).

Что услышал солдат когда очнулся? (Вдруг он слышит: фыркает собака).

Какая была собака? (Это была санитарная собака).

Что было у собаки на спине? (На спине у неё была сумка с красным крестом).

Что лежало в сумке с красным крестом? (Там были бинты и лекарства)

Как был спасен раненый? (Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров)

Развитие внимания, памяти, мышления

1. Выучить стихотворение

Нужен мир

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

Организация коррекционно-образовательного процесса
с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
на материале лексической темы «День Победы»

Речь – явление социальное, т. к. благодаря именно речи ребенок познает окружающую действительность, расширяя круг своих компетенций, овладевая компетентностями, которые делают его успешным в социуме. Знание своих истоков, истории страны, семьи, способствует формированию чувства патриотизма, самости у взрослеющего человека.
Представленный комплект сформирован с учетом ФГОС, рассчитан на одну рабочую неделю, предполагает сотрудничество учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса: воспитателями, родителями, детьми, специалистами ДОУ.
Материал рассчитан на воспитанников старшей логопедической группы с ОНР.
Данная методическая разработка включает в себя:
- перспективное планирование совместной деятельности и индивидуальной работы по следующим направлениям: лексика; формирование лексико-грамматических категорий, связной речи, фонематического восприятия и навыков звукового анализа; артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика; формирование психологической базы речи;
- рекомендации для воспитателей (материал, которые необходимо использовать при планировании совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками);
- план-конспект по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей по данной теме и фонетико-фонематической стороны речи;
- материал для оформления стенда в приемной группы и размещения анонса недели на сайте учителя-логопеда;
- материал для формирования индивидуальных тетрадей, задания для совместной деятельности воспитанников и родителей, наглядные пособия.

I часть
Перспективное планирование
совместной деятельности и индивидуальной работы
по лексической теме «День Победы»
с воспитанниками логопедической группы
Лексика
Формирование лексико-грамматических категорий
Формирование связной речи
Форм-е реч-х навыков, фонем. восприятия и навыков зв. анализа
Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика
Развитие психических процессов




«Кто лишний».




«Измени по образцу».



«Четвертый лишний»




«Скажи правильно»
«Назови профессию»
Артиллерия – артиллерист
самолет - ... кавалерия - ... разведка -... пехота - ... пулемет - ... танк - десант - ... граница - ... море - ... парашют - ...



-выделять лишнее слово из произнесенного ряда;
-составлять предложения и схемы к ним;


-строить самостоятельно схемы слов.

Артикуляционная гимнастика:



Пальчиковая:
Не допустят к нам войну,
Защитят свою страну:
Пограничник, вертолётчик,
Врач военный и танкист,
А ещё – десантник, лётчик,
снайпер и артиллерист.
Игры: «Четвертый лишний»

Лексический материал:
Существительные: война, победа, солдат, офицер, защитник, медсестра, танк, пушка, пулемёт, пистолет, автомат, партизан, боец, ветеран, снайпер, орден, Отечество.
Глаголы: воевать, защищать, спасать, стрелять, охранять, побеждать.
Прилагательные: Великая, Отечественная, смелый, отважный, выносливый, мужественный, непобедимый.
Инструкция воспитателя
Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики (ежедневно)

Нет на свете Родины красивей
Боевой страны богатырей.
Вот она, по имени Россия,
От морей простерлась до морей.
Дети шагают на месте.
Изображают «богатырей».
Шагают на месте и широко разводят руки.

2. Развитие мелкой моторики (ежедневно).

Не допустят к нам войну,
Защитят свою страну:
Пограничник, вертолётчик,
Врач военный и танкист,
А ещё – десантник, лётчик,
снайпер и артиллерист.
Обе ладони от себя.
Загибаем по одному пальцы сначала на правой руке, потом на левой, начиная с мизинца.

3. Развитие артикуляционной моторики (ежедневно)

Упражнение для челюсти «Проснулись»
Упражнение для губ «Улыбнулись»
Упражнение для языка «Почистили зубки»
Медленно широко зевнуть.
Развести губы в улыбке, подержать 5 сек.
Водить кончиком языка за верхними, затем за нижними зубами, по 5 раз.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия, звуковой анализ.

Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

«Измени по образцу». Боец – бойцы – много бойцов. (Снайпер, ракетчик, танкист, пограничник, пушка, автомат.)
«Кто лишний».
Десантник, танкист, ракетчик, тракторист.
Танк, самолёт, трамвай, вертолёт.
Храбрый, мужественный, смелый, съедобный.
«Что не так?» Солдаты не должны защищать свою Родину. Танкист управляет самолётом. Подводная лодка взлетела в небеса.
«Измени по образцу».
Летает – летают. (Служит, защищает, стреляет, спасает, побеждает.)
«Подбери признак». Солдат (какой?) – смелый, сильный,
«Один – много». Корабль – кораблей. (Ветеран, орден, медаль, офицер, солдат, пушка»
«Посчитай 1-5». Военный корабль, подводная лодка, военный самолёт, отважный солдат.
«Скажи правильно»
Снаряд - много (чего?) - снарядов; (пушка, автомат, патрон, орудие, пистолет, мина, ракета, каска, орден, медаль, ремень, флаг, вертолёт, танк, самолёт, пулемёт).
«Назови профессию»
Артиллерия – артиллерист
самолет - ...
кавалерия - ...
Разведка -...
пехота - ...
пулемет - ...
танк -
десант - ...
граница - ...
море - ...
парашют - ...
«Четвертый лишний»
(назови, что лишнее и объясни свой выбор)
Танк, истребитель, вертолет, самолет;
Бомбардировщик, артиллерист, снайпер, повар;
Барабан, пулемет, автомат, миномет.
Тельняшка, шинель, джинсы, китель.
Снайпер, сапер, танкист, артист.
Пистолет, снайпер, винтовка, ружье.

6. Развитие связной речи

Чтение с обсуждением «Сыновья» В.Осеевой.
Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин.
Выучить стихотворение «Я сегодня медсестра» (рассказывают с опорой на мнемотаблицу)
Я сегодня медсестра,
Кукол я лечу с утра.
Я пою их чаем с медом,
Раны смазываю йодом.
Витамины дам по штучке:
Курам, уткам, кошке, Жучке.
А колючему ежу
Ножку я перевяжу.
Медвежонку Тяпке срочно
Нужно вырвать зуб молочный.
Кукол я лечу с утра,
Я сегодня медсестра.

Совместная образовательная деятельность
в старшей логопедической группе по лексической теме
«День Победы»
Коррекционно-образовательные цели и задачи:
- пополнить, уточнить и активизировать словарь детей по лексической теме «9 мая»;
- продолжать учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать существительные к ним;
Коррекционно-развивающие цели и задачи:
- развивать мышление и связную речь;
- закреплять использование в речи предлога без;
- упражнять в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Коррекционно-воспитательные цели и задачи:
- воспитывать интерес к истории страны и уважение к людям защитившим ее - ветеранам.
Оборудование: презентация, костюмы, сюрпризы, обручи, заготовки для игр.
Лексический материал:
Существительные: война, победа, солдат, офицер, защитник, медсестра, танк, пушка, пулемёт, пистолет, автомат, партизан, боец, ветеран, снайпер, орден, Отечество.
Глаголы: воевать, защищать, спасать, стрелять, охранять, побеждать.
Прилагательные: Великая, Отечественная, смелый, отважный, выносливый, мужественный, непобедимый.

Предварительная работа: разучивание стихов, беседы о ВОВ и ее героях, рассматривание иллюстраций, игры со словами, просмотр презентаций на военную тематику, оформление выставки детских и совместных работ с родителями.
Форма проведения: утренник.

Информация для размещения на стенде
в приемной группы и на сайте учителя-логопеда

В мае дети будут закреплять звуки и буквы, с которыми познакомились в течение учебного года; анализировать их в сравнительном плане. Будет проведен диагностический срез.
На занятиях мы будем:
- упражняться в различении звуков;
- читать слоги (с буквами гласных звуков);
- выделять лишнее слово из произнесенного ряда;
- составлять предложения и схемы к ним;
- выделять слова с заданными звуками из текста;
- подбирать слова к схемам и наоборот;
- строить самостоятельно схемы слов.
Продолжаем играть в игры:
«Найди лишнее» (в потоке слов);



Тема 1 недели мая:
«День Победы»
Родителям рекомендуется
- рассказать ребёнку о героях Великой отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах;
- вспомнить и рассказать ребёнку, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, показать фотографии родственников;
- сходить с ребенком к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику;
- задать ребенку вопросы и помочь на них ответить:
Как называется наша страна?
Кто нас защищает?


Помогите ребенку:
Выучить пословицу и объяснить её значение:

Подобрать слова, которыми он поздравит воина – ветерана.
Нарисовать букет цветов для ветерана.

Материал для индивидуальных тетрадей
(домашнее задание)
Задание по фонетике
Продолжаем играть в игры:
«Где живет звук» (в начале, середине, конце слова);
«Кто больше?» (поочередно подбираем слова на заданные звуки);
«Разделить слова на части» (слоги), хлопая в ладоши.

Задание по развитию лексико-грамматической стороны речи по лексической теме: «9 мая»
Дети должны усвоить: что такое праздник 9 Мая; кто такие Ветераны Великой Отечественной войны; почему их нужно помнить и поздравлять.
Лексический материал (словарь): праздник, Победа, герои, Родина, подвиг, Великая Отечественная война, солдат и т.д.
Задания для ребенка и родителей:
1)Рассказать ребёнку о героях Великой отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах.
2)Вспомнить и рассказать ребёнку, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, показать фотографии родственников.
3)Помогите ребенку ответить на вопросы:
Как называется наша страна?
Кто нас защищает?
Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
Кого называют ветеранами войны?
4)Помогите выучить пословицу и объясните значение пословицы:
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
5)Совместно с ребенком подберите слова, которыми он поздравит воина – ветерана.
Задание для ребенка:
1)Нарисуй для ветерана букет цветов.
2)Срисуй рисунки, считая клеточки.

МКДОУ д/с № 414 «Чебурашка» г. Новосибирска
учитель-логопед О. В. Мельникова

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415