Конспект логопедического занятия игрушки. Образовательный портал Тема игрушки в старшей логопедической группе
Тема: Тайны деревьев.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с особенностями деревьев. Научить видеть взаимосвязи деревьев с окружающей средой (вода, солнце, почва, животные, насекомые). Активизировать умение обследовать спиленную часть дерева с помощью различных анализаторов. Закреплять названия частей дерева. Продолжать учить детей выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям ноябрь, проводить эксперименты, делать выводы. Формировать представление о значении деревьев в жизни человека, дать представление об изготовлении бумаги. Воспитывать бережное отношение к деревьям, экологическую культуру.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В.: Дети, с чего начинается утро?
Д.: С утренней гимнастики, с улыбки, с умывания, с завтрака. Какими словами начинается новый день? Утро начинается с приветствия. Давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями, подарим всем хорошее настроение.
В.: Вспомним, какое сейчас время года? Докажите пожалуйста, что сейчас осень.
Д.: На улице стало холодно. Дует холодный ветер. Солнышко не греет как летом. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто землю покрывают туманы. Взрослые и дети тепло одеваются. Птицы улетели в теплые края. Звери готовятся к зиме. Люди собирают урожай. Идут затяжные дожди. Сохнет трава. Опадают листочки с деревьев.
В.: Осень (какая?)
Д.: Златовласая, игривая, переменная, дождевая, темная, мрачная, багровая, тихая, урожайная, унылая, туманная, холодная, мечтательная, очаровательная, печальная, щедрая, трудолюбивая, богатая.
Какой сейчас месяц осени? Почему его так называют? (Ноябрь).
И сегодня мы рассмотрим все, что касается деревьев и явлений ноября.
Дидактическая игра «Кто дружит с деревьями?»
Нужно выбрать иллюстрации с друзьями дерева и объяснить, почему они дружат? (Создают схему).
Упражнение «Похожи деревья на людей?»
В.: Дети, похожи деревья на людей?
Д.: У деревьев есть дети и у людей есть дети.
Да, ведь они живые, дышат.
Их ветви похожи на человеческие руки, а стволы на ноги.
Они двигаются, шелестят листьями.
В.: Деревья растут, как люди.
Д.: Нет, потому что люди могут ходить и говорить, а деревья не могут).
В.: - А у деревьев носы? Могут ли они дышать?
Д.: - Нет, носов нет, но они, как и мы, дышат. В этом им помогает листьев. В каждом листе есть небольшие отверстия для поглощения воздуха. Листочек вдыхает загрязненный воздух, а выделяет чистый.
В.: - А у деревьев глаза? Могут ли они видеть?
Д.: - Нет, а значит и видеть они не могут).
В.: - А у деревьев есть ротик? Как они едят?
Д.: - Деревья получают необходимое питание с помощью корней. Корни впитывает растворенные в воде питательные вещества.
В.: - Из каких частей состоит дерево?
Д.: - корень, ствол, крона, ветви.
В.: - Мы превратимся в исследователей и будем исследовать части дерева, садитесь за свои места.
Опыт 1. «Признаки дерева».
В.: Что это? (Часть дерева, пенек). Рассмотрите спиленную часть дерева. Какая она на ощупь? (Твердая, теплая, гладкая, шероховатая). Какого она цвета? (коричневая). Понюхайте. Чем пахнет дерево? Дерево тепло держит, поэтому из него строят дома.
Опыт 2. «Возраст дерева».
В.: Как можно узнать возраст человека? А как вы думаете, как можно узнать, сколько живет дерево? Обычно, чем старше дерево, тем оно толще. Если дерево спилить, то на спиленном месте будет видно кольца, по которым и определяют, сколько лет дереву. Их еще называют годовыми кольцами: прошел год - прибавилось одно кольцо.
Опыт 3 «Измерение толщины ствола с помощью веревки».
Дети с помощью веревки измеряют толщину спиленных частей дерева, на которых делают пометку фломастером. Расправляют обе веревки, сравнивают их по длине. Определяют у кого толще пенек (работа в парах).
Возраст дерева мы определили, а теперь немного поиграем.
Дидактическая игра «Осенние листочки».
1. Листик желтый, как... (одуванчик, цыпленок, солнышко, золото)
2. Листик легкий, как... (пушинка, перышки, снежинка, паутинка)
3. Листик облетает и кружит, как... (птица, бабочка, лепесток цвета)
4. Земля покрывается осенними листьями, как... (ковром, одеялом, покрывалом)
Упражнение «Почему так бывает».
В.: Объясните, почему опадают листья?
Д.: 1. Деревья не впитывают воду, от этого листочки становятся ломкие и опадают.
2. Становится холодно, листочки сохнут.
3. Осенью мало света, дни короткие, поэтому листочки желтеют и краснеют
В.: А теперь придумаем сказочное объяснение, почему опадают листочки.
1) Ветер не хочет дружить и срывает листочки.
2) Приходит осень и очаровывает дерева до весны.
3) Осень хвастлива, хвастается перед летом, весной, зимой, очень красивые имеет наряды, поэтому становится серая.
4) Деревья любят лето, когда приходит осень, они ее не слушаются и сбрасывают листочки и засыпают.
5) Осень будит злой ветер, он дует и срывает листочки.
В.: Сегодня мы попадем в сказку и узнаем почему опадают листочки. Для этого произнесем волшебные слова.
Просмотр сказки-драматизации:
«Сказка о девочке Маринку»
Маринка: Почему листья шелестят? Почему оно осенью желтеет?
Дуб: Листочки мои шепчут, потому что радуются солнышку. Зеленые, потому что в каждом листочке много-много зеленых зерен. Зерна такие маленькие, что их не увидишь. Но каждое зерно, как завод, спрятанное оно под кожу листа. Эти заводы готовят пищу всему дереву.
Маринка: Нет, дерево кормят корни.
Дуб: Без корней тоже не прожить, оно работает, как насосы качают из земли воду. В этой воде растворено много необходимых веществ, но этого недостаточно. Вот и приступают к работе маленькие зеленые заводы, которые находятся в листве. Они берут грязный воздух из этого воздуха, воды, добытой корнями, зернышки-заводы делают строительный материал для новых веточек, почек, корешков.
Маринка: Я не хотела Вас будить, я листочки цепляла, а то последние отпадут.
Дуб: Эх ты! Мне пора отдыхать. Сейчас дни все короче, света все меньше, следовательно деревьям пора спать. В листочках зеленые заводы исчезли, растворились. Как сахар в воде, потому что они любят тепло и щедрое солнце. Не стало зеленых зернышек, стали листья желтые и красные, потому что появились желтые и красные зернышки. А потом листочки высыхают и падают.
Маринка: Что вы будете делать без листьев? Кто вас будет кормить зимой?
Дуб Зимой деревья ни есть, ни пить не будут. Зимой мы не растем, не цветем, только спим.
В.: Я предлагаю вернуться в детский сад и проверить на опытах, о чем Маринке и нам рассказал дуб.
Следует руками помахать, вокруг себя покружить
Опуститься и подняться, в сказочный мир добраться.
В.: Посмотрите на зеленый листочек, на котором изображено? (Зеленый листочек с заводами).
Какую пользу заводы приносят дереву? Что нужно, чтобы эти заводы работали? (Солнышко, свет - самое главное для листочков).
Почему же листочки желтеют? (Осенью мало света, потому что дни короче. В листочках зеленые зерна - заводы исчезают, остаются только желтые и красные).
Опыт «Почему лист зеленый»
В.: Положим листочек в белую ткань, постучим по ней кубиком. Что появилось на ткани? (Зеленые пятна). Именно это зеленое вещество окрашивает лист. Когда наступает осень, становится холоднее, меньше солнышка. Эта зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не исчезает совсем. Что происходит тогда с листочком. (Он становится желтым, красным, багровым, оранжевым).
В.: Ребята, а какую пользу приносят деревья? (Есть украшением парка, дают плоды людям и животным, очищают воздух, дом для зверей, птиц, дают людям тень, прохладу, лечат, из него делают мебель, посуду, бумагу).
Изготовление бумаги.
В.: Из чего изготавливают бумагу? Чтобы сделать хорошую бумагу, приходится рубить деревья. Люди научились делать бумагу из использованной, ненужной бумаги, чтобы сохранить деревья.
В.: Сначала нам нужно порвать бумагу на маленькие кусочки. Сложим их в блендер. Заливаем все горячей водой и взбейте все в блендере. Это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер - электроприбор, при пользовании которого нужно соблюдать технику безопасности. Мы получили «кашицу». Добавляем клей ПВА, гуашь любого цвета. Получаем раствор.
Начинаем самое интересное - изготовление листа бумаги.
В.: Перед каждым из вас лежит полотенце на клеенке, накрытой тканью, губки и пяльцы с сеточкой. Возьмите пяльцы, окуните в «кашицу» из бумаги. Когда в сеточке будет достаточное количество смеси, накройте пяльцы с «кашицей» тканью и губкой соберите лишнюю влагу. Украсьте листиками, лепестками цветов и оставьте до высыхания. (Дети делают бумагу, воспитатель помогает).
В.: Бумага будет готова для использования, когда высохнет. Я сделала бумагу заранее, просушила и сейчас покажу. Запомните, использованную бумагу следует сдавать на переработку - это поможет сохранить жизнь многим деревьям.
Итог занятия: просто і без проблем.
Цель: расширение пассивного и активного словаря по теме, формирование простого предложения, обучение употреблению родительного падежа существительных.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по лексической теме, пособие «Лесные истории», индивидуальные зеркала, игрушки, иллюстрации к пособию «А. Барто «Игрушки».
Ход занятия
1. Оргмомент .
Угадай, какая погремушка играет?
2. НПП .
Какие подарки вы любите получать? Дети называют. Логопед обобщает, что это - игрушки, их много в нашем саду.
3. Сообщение темы занятия .
Сегодня мы будем говорить об игрушках.
4. Объяснение нового материала .
Дидактическая игра «К нам приехали игрушки».
Логопед привозит на грузовике игрушки, просит помочь разгрузить грузовик и назвать игрушки.
Дети берут по одной игрушке, называя ее: «У меня зайка».
- Игра «Какой игрушки нет?»
На столе раскладываются четыре игрушки. Дети закрывают глаза. Одна игрушка убирается. Затем детям предлагается внимательно посмотреть и сказать, какой игрушки нет. Например: «Нет мишки. Нет куклы».
5. Физминутка .
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Синий, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Пальчиковая гимнастика:
Там, в углу, лежат игрушки, отдыхают в тишине…
Пять игрушек в день рожденья подарили гости мне:
Раз - ушастый серый зайка. Два - есть дудка у меня.
Три - сейчас я покажу вам черногривого коня.
Бурый мишка мой- четыре. Белка рыженькая - пять.
Только всех моих игрушек мне никак не посчитать.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(Соединить ладони с растопыренными пальцами. Одноименные пальцы друг за другом отталкиваются и соединяются вместе.)
6. Закрепление нового материала .
Логопед просит внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке разложены игрушки, а затем предлагает детям поиграть с ними. Пока дети играют, читает стихотворение.
А теперь ребятам нужно
Убирать игрушки дружно,
Убирать, а не ломать.
Позже будем вновь играть!
Затем произносится фраза: «Игрушки на место!» Дети должны разложить игрушки в том порядке, в каком они были.
- Рассматривание иллюстраций с изображением жилищ различных
животных.
7. Подведение итогов занятия .
Логопед читает детям стихи А. Барто из цикла «Игрушки». Спрашивает, о чем это стихотворение, подводя детей к выводу, что речь идет об игрушке.
8. Оценивание работы детей .
Кто хорошо позанимался, пусть теперь поиграет.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнка»
Никифоровского района Тамбовской области
Игрушки
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме
подготовила
учитель - логопед
Давыдова Елена Юрьевна
р.п. Дмитриевка
2017 г.
Цели: Расширение и систематизация словарного запаса по теме «Игрушки» Их назначение, детали и части, из которых они состоят; материалы из которых они сделаны.
Задачи: Развитие грамматического строя речи с помощью игр и упражнений (Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных согласование прилагательных с существительными, согласование местоимения существительного в роде и числе). Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия, внимания,мышления. Развитие речевого слуха, общей моторики, координации речи с движением
Оборудование: картинки с изображением игрушек разрезные картинки игрушки
1. Ход занятия
Логопед: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Хотите узнать, кто?
(Да, хотим).
(Логопед достает пирамидку, матрешку, машинку, мячик.)
Что это такое? Как можно их назвать одним словом? (Игрушки)
Правильно!
Сегодня мы с вами будем говорить об игрушках.
Логопед: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
(Да)
Тогда попробуйте отгадать.
Он резиновый, упругий
Так и проситься на руки,
Чтоб подбросить и поймать, по дорожке покатать.
(Мяч)
На одной ноге крутилась,
И вдруг на бок повалилась,
С шумом на пол прилегла
Разноцветная...
(юла)
У братишки есть их много:
Легковая, грузовая и специальная такая.
В этой открываю дверцу
В эту грузиться песок…
Мы с братишкой, если честно
В них играем весь денёк.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?
(Машинки)
Она похожа на актрису
В красивом платье серебристом,
Расскажу ей сказку -
Она закроет глазки,
Поиграем - будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром - дочка, днем - подружка? (Кукла)
Я из них построю дом,
Пирамиду, космодром.
Что же за кирпичики,
Как коробки спичечные? (Кубики
Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки!
Знаешь, кто это? (Матрешки)
2. Игра “Один- много”
мяч - мячи;
слон - слоны;
машина - машины;
кукла - куклы;
уточка - уточки;
мишка - мишки;
зайчик - зайчики;
кубик - кубики;
матрешка - матрешки;
совок - совки
барабан - барабаны.
3. Игра “Что из чего”.
Логопед: Кто знает, из чего делают игрушки? (из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани, бумаги).
Если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная)
Если игрушка сделана из железа, она какая? (железная)
Если игрушка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)
Если игрушка сделана из резины, она какая? (резиновая)
Если игрушка сделана из бумаги, она какая? (бумажная)
Если игрушка сделана из плюша, она какая? (плюшевая)
Если игрушка сделана из стекла, она какая? (стеклянная)
4.Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся
Раз, нагнулся
Два, нагнулся
Три, нагнулся
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
5 Игра “Большой - маленький”
Игрушек стало много, а теперь назовем их ласково.
мяч - мячик;
слон - слоник;
машина - машинка;
кукла - куколка;
утка - уточка;
самолет - самолетик;
заяц - зайчик;
совок - совочек.
6
. Игра “Какой, какая, какие”
Скажем, какие у нас игрушки.
Игрушки (какие?) - маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые, резиновые, деревянные….
Кукла (какая?) - нарядная, красивая, большая, говорящая,….
Машина (какая?) - красивая, большая, легковая, грузовая,….
Мяч (какой?) - красивый, разноцветный, маленький,…
Самолет (какой?) - красивый, игрушечный, пластмассовый,…
7. Игра. «Собери картинки».
Логопед: Соберите картинки и назовите игрушки, которые у вас получились (кукла, неваляшка, машинка, мишка, зайка, вертолёт).
8 «Четвертый лишний»
Логопед: Я буду вам показывать картинки, вы скажите, какая лишняя картинка.
(Бананы)
Методическая разработка — конспект логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи на тему «Игрушки». На данном занятии обогащаем словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме «Игрушки». Предлагаемый практический материал может быть рекомендован к использованию в логопедической практике на подгрупповых занятиях с детьми старшего возраста.
Коррекционно-образовательные цели:
- Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, частях, из которых они состоят.
- Закрепление обобщающего понятия «игрушки».
- Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными; согласование числительных 2 и 5 с существительными, образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами),
- образование слоговой структуры слова,
- обучение фонематическому анализу слова,
- развитие пространственных представлений.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие диалогической речи, мышления, зрительного внимания, физиологического дыхания, общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Формирование навыков сотрудничества, бережного отношения к игрушкам.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Уточнение и расширение словаря по теме « Игрушки », образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, развитие диалогической речи.
Мне пришла посылка. Посмотрите на окно, догадались, кто её прислал? (на окне изображение Деда Мороза).
Скоро праздник, и Дед Мороз начинает дарить подарки. Хотите узнать, что в посылке? Отгадайте загадки.
Его пинают,
А он не плачет,
Его бросают-
Назад не скачет.
Верно. Мяч сделан из резины, значит он какой?- резиновый. Мяч, какой по форме, какого цвета?
Резиновый, круглый, большой, разноцветный.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка.
Это матрёшка.
Правильно. Матрёшка какая?
Деревянная, новая, красивая, яркая.
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
Верно. Машина какая?
Бумажная, маленькая, оранжевая, легковая.
Что всё это значит?
Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать
День, и два, и даже пять.
Верно. Кукла какая?
Пластмассовая, красивая, маленькая, разноцветная.
Что за игрушка-непоседа
Танцует, бегает по следу? -
Я нажала, завела,
Закружилась вдруг…
Правильно. Юла сделана из металла. Какая юла?
Металлическая.
Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу.
Верно. Мишка какой?
Молодцы. Отгадали все загадки правильно.
II. Тема занятия.
Что прислал нам Дед Мороз, назовите, одним словом.
Правильно. Кому нужны игрушки? Для чего? Как можно играть с мячом? А с куклой? А с машинкой? С юлой? С мишкой? С матрёшкой?
Дети рассказывают, как играют с игрушками.
Как надо относиться к игрушкам? (не ломать, не пачкать, не разбрасывать, убирать на место).
III. Игра «Сосчитай-ка».
(согласование числительных 2 и 5 с существительными).
Давайте сосчитаем, сколько матрёшек.
Дети разбирают матрёшку и пересчитывают.
IV. Игра «Превращения».
(образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Давайте поиграем с игрушками в «превращения».
На экране компьютера дети «превращают» большие игрушки в маленькие.
Я превратил мяч в мячик.
Я превратил машину в машинку.
А я превратила куклу в куколку.
Я превратил паровоз в паровозик.
А я превратила пирамиду в пирамидку.
V. Игра «Живая игрушка».
(развитие связной речи, общей моторики).
Давайте «оживим» игрушки. Дети берут по одной игрушке, называют её, сообщают, какие действия она может выполнять и показывают.
У меня юла. Она может кружиться. (Ребёнок кружится)
А у меня мяч. Он умеет прыгать и скакать. (Ребёнок прыгает)
У меня неваляшка. Она умеет качаться. (Ребёнок качается)
У меня кукла. Она умеет танцевать. (Ребёнок танцует)
У меня мишка. Он умеет рычать. (Ребёнок изображает мишку)
VI. Игра «Собери пирамидку».
(развитие фонематического восприятия, формирование навыков фонематического анализа).
В коробке лежит ещё одна игрушка. (Логопед достаёт из коробки пирамидку без колец)
Что это?
Пирамидка.
Пирамидка без чего?
Без колец.
Верно. Дед Мороз придумал для вас задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите колечко. Дети называют первый звук в названии игрушек, определяют какой он и прикрепляют на доску магнит соответствующего цвета (гласный – красный, согласный твёрдый – синий, согласный мягкий – зелёный).
Предлагаются картинки с изображением: мишки, автомобиля, куколки, мышки, домика.
VII. Формирование слоговой структуры слова, обучение слоговому анализу.
Ребята, дедушка Мороз просит помочь отправить игрушки, распределив их правильно по вагонам поезда. В 1-ом вагоне «отправим» игрушки, в названии которых одна часть (один слог), во 2-ом – две части, в 3-ем – три части, в 4-ом – четыре.
VIII. Игра «Четвёртый лишний».
(развитие зрительного внимания, мышления).
О чём мы говорили на занятии?
Об игрушках.
Верно. И я хочу проверить, как хорошо вы знаете игрушки.
Дети выбирают лишний предмет на экране компьютера. Если выбор сделан правильно, предмет исчезает.
IX. Организация окончания занятия.
Молодцы. Вы помогли Деду Морозу. Во что вам понравилось играть, а что было трудным? В коробке есть ещё мешочек. Я думаю, что это подарки от Деда Мороза для вас. Дети на ощупь определяют, что находится в мешочке.
Хлуднева Ольга Владимировна,
учитель-логопед,
ГБДОУ детский сад № 106
Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
В учебно - методическом комплекте представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме"ИГРУШКИ" , направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.
Цель данного учебно - методического комплекта - помочь студентам в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам, логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.
Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.
Дети (от 4 лет) должны знать:
- обобщающее понятие игрушки;
- названия,предназначение игрушек;
- чем одна игрушка отличается от другой;
- как играть той или иной игрушкой (как с ними обращаться);
- из каких деталей состоит игрушка;
- классификацию игрушек по материалу;
- отличие игрушек от других предметов.
Активизация словаря.
Существительные : мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка (названия игрушек), туловище, руки, ноги, голова, лицо, локоть, кисть, колено, плечо, щеки, веки, ресницы, брови (названия частей тела у куклы);
Прилагательные : круглый, резиновый, большой, маленький, железный, деревянный, красивый, легкий, гладкий, грузовая, меховая, матерчатая, пластмассовая, яркая, нарядная;
Глаголы : бросать, вставать, катать, ловить, строить, стоять, спать, лаять, бежать, лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать, скакать, убирать, ехать, сидеть, плавать, мыть и т.д.
Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для проведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов(3-4 года)
Занятие 1.Тема «Игрушки»
Цель: развитие пассивного и активного словаря по теме, формирование простого предложения.
Оборудование: игрушечный грузовик, 5-6 игрушек (большой и маленький мячи, кубик, кукла, машинка, пирамидка).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Педагог спрашивает детей, какие подарки они любят получать больше всего. Дети называют. Педагог обобщает, что это - игрушки и что их очень много в детском саду.
2. Дидактическая игра «К нам приехали игрушки».
Педагог привозит на грузовике игрушки, просит детей помочь разгрузить грузовик и назвать игрушки. Дети берут по одной игрушке, называя ее: «У меня зайка». Если у ребенка возникают затруднения при выполнении задания, педагог называет игрушку сам, а ребенок должен повторить за ним.
3 . Игра «Наведи порядок».
Педагог просит детей внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке разложены игрушки, а затем предлагает детям поиграть с ними. Пока дети играют, читает стихотворение.
А теперь ребятам нужно
Убирать игрушки дружно,
Убирать, а не ломать.
Позже будем вновь играть!
Затем произносится фраза: «Игрушки на место!» Дети должны разложить игрушки в том порядке, в каком они были.
4. Итог.
О чем мы сегодня говорили? Как это можно назвать одним словом? Пусть каждый назовет свою любимую игрушку.
Занятие 2. Тема «Магазин "Игрушки "»
Цель: закрепление названий игрушек, формирование простого предложения.
Оборудование: незнакомые детям игрушки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Педагог читает двустишие.
Надо, надо поиграть, Пойдем игрушки покупать. Дети, где можно купить игрушки?
2. Дидактическая игра «Магазин».
На столе раскладываются незнакомые детям игрушки. Это - «прилавок» магазина. Педагог - продавец, дети - покупатели. Дети приходят в магазин и покупают понравившуюся игрушку. Каждый ребенок может купить только одну игрушку. Между ребенком и педагогом происходит такой диалог:
Педагог. Какая игрушка тебе здесь нравится?
Ребенок. Мишка.
Допускаются однословные ответы.
Педагог. Повтори: «Я хочу купить мишку. Дайте мне мишку, пожалуйста». Ребенок повторяет.
Педагог. Скажи мне «спасибо».
3. Свободная игра.
Детям разрешается поиграть с игрушками.
4. Дидактическая игра «Какой игрушки нет?» На столе раскладываются четыре игрушки. Дети закрывают глаза.
Одна игрушка убирается. Затем детям предлагается внимательно посмотреть и сказать, какой игрушки нет. Например: «Нет мишки. Нет куклы».
5. Итог.
Педагог читает детям любое стихотворение А. Барто из цикла «Игрушки». Спрашивает, о чем это стихотворение, подводя детей к выводу, что речь идет об игрушке.
Лексический строй речи
- Классификация понятий «Назови лишнее слово»
Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);
барабан, матрешка, лук, машинка (лук);
кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги).
- Игра «Запомни игрушки» (детям от 4 лет)
Педагог раскладывает в игровой комнате в определенном порядке знакомые детям и новые игрушки. Просит внимательно рассмотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. Затем педагог вновь обращается к детям: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал "Поиграли - игрушки на место убрали", поставьте их в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил, в каком порядке лежали игрушки».
- Игра «Расставь игрушки правильно»
Педагог называет 3-4 игрушки, а ребенок расставляет их в предложенной последовательности и называет, какие игрушки он расставил.
Грамматический строй речи
- Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сделана?)» (детям от 4 лет)
Игрушка из резины - резиновая,
Железа - железная,
Дерева - деревянная,
Меха - меховая,
Материи - матерчатая,
Пластмассы - пластмассовая.
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Мяч -мячик, кукла - куколка, мишка - мишенька, мишутка,
машина - машинка, собака - собачка, пирамида - пирамидка,
локоть - локоток, локоточек, рука - ручка, рученька, голова - головка, головушка,
нога - ножка, ноженька, плечо - плечико, лицо - личико,
щека - щечка, брови - бровки.
- Образование и склонение в родительном падеже существительных множественного числа «Один - много» (детям от 5 лет)
Мяч - мячи - мячей,
кукла - куклы - кукол,
кубик - кубики - кубиков,
мишка - мишки - мишек,
собачка - собачки - собачек,
пирамида - пирамиды - пирамид,
матрешка - матрешки - матрешек,
нога - ноги - ног,
машина - машины - машин,
рука - руки - рук,
голова - головы - голов,
лицо - лица - лиц,
кисть - кисти - кистей (объяснить многозначность данного слова),
плечо - плечи - плеч,
щека - щеки - щек,
ресница - ресницы - ресниц,
бровь - брови - бровей.
- Согласование существительного с личным местоимением
Моя - кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка;
мой - мяч, мишка, слон.
- Согласование существительного с глаголом (детям от 6 лет)
Машина стоит - машины стоят,
кукла спит - куклы спят,
собачка лает - собачки лают,
мяч лежит - мячи лежат,
мишка ревет - мишки ревут,
машина едет - машины едут.
- Согласование существительного с прилагательным
Мяч - резиновый, гладкий, новый, красивый, круглый, красный, синий, маленький, большой, любимый, легкий, мягкий, твердый;
кукла - большая, маленькая, резиновая, красивая и т.п.
- Формирование сложноподчиненного предложения с противительным союзом «а» (детям от 6 лет)
Кукла большая, а пирамидка маленькая; мяч резиновый, а машина железная; мишка меховой, а кукла резиновая; кубик квадратный, а мяч круглый.
Лексико-грамматический строй речи
- Игра «Чей? Чья?»
На столе расставлены игрушки. Педагог обращается к детям. -- Посмотрите, какие у меня игрушки. Послушайте, как я буду их называть: мой мяч, мой мишка, моя кукла, моя машина. Послушайте, как я спрошу и отвечу про эти игрушки: машина - она чья? - она моя - машина моя. Юла - она чья? - она моя - юла моя. А сейчас вам надо узнать игрушки, которые находятся в коробке, и ответить так же на мой вопрос.
Дети достают игрушки из коробки.
Эта пирамида чья? (Эта пирамида моя.)
Этот слон чей? (Этот слон мой.)
- «Мы с игрушками играем». Воспитатель раскладывает перед детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишие:
Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Неваляшка, мишка, гномик, Пирамидка, кубик, домик.
Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, заучивая его наизусть.
- « Что делают игрушки?» Составление сложных предложений с союзом а. Воспитатель берет по две игрушки и производит с ними различные действия, комментируя:
Кукла лежит, а ежик стоит.
Робот стоит, а мишка сидит.
Машина едет, а самолет летит.
Мячик скачет, а шарик висит.
Гномик прыгает, а кукла спит.
- «Назови картинки». Развитие вербальной памяти и зрительного внимания. Воспитатель выставляет на доске 7-10 картинок с изображением игрушек, называет три из них и просит детей повторить названия (затем другую тройку).
- «Игрушки спрятались». Усвоение категории творительного падежа единственного числа.
Воспитатель раздает детям по одной игрушке и просит их поиграть с ними, а потом спрятать. Далее он спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он играл. (Я играл с мишкой. Я играла с куклой. Я играл с матрешкой.)
- «Игрушки-малютки» . Формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
кукла - куколка,
матрешка - матрешечка,
мяч - мячик.
- «Выбери игрушку». Усвоение категории творительного падежа с предлогом с.
Воспитатель выставляет на стол знакомые и незнакомые игрушки и спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он хочет играть. (Я хочу играть с неваляшкой. Я хочу играть с гармошкой.)
- «Дети играют». Формирование навыка фразовой речи; развитие внимания к словам, близким по звучанию.
Воспитатель раздает детям выбранные ими игрушки или картинки (см. упражнение «Выбери игрушку») и строит их парами так, чтобы получились рифмованные предложения.
У Руслана - домик, у Танюши - гномик.
У Иринки - флажок, у Никитки - петушок.
У Коли - матрешка, у Миши - гармошка.
У Вовы - мишка, у Гоши - мартышка.
У Кости - Петрушка, у Нади - лягушка.
У Кати - неваляшка, у Гриши - черепашка.
У Наташи - самолет, у Тамары - вертолет.
У Маши - пушка, у Паши - хлопушка.
Воспитатель произносит каждое предложение, дети повторяют за ним.
- « Один - много». Формирование категории родительного падежа множественного числа.
Воспитатель обращается к каждому ребенку: «У тебя гномик, а в магазине много... (гномиков)» и т. д.
- « Четвертый лишний». Учить детей отличать игрушки от других предметов и объяснять отличие.
Воспитатель выставляет на стол ряд предметов: мяч, кукла, юла, нож. Затем просит найти предмет, который не подходит ко всем остальным (это нож, потому что он - не игрушка, с ним не играют).
- Чтение с выражением стихотворения «Подружки». Беседа с детьми.
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь.
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
А. Кузнецова
- Чтение любимых стихов детьми (работа над выразительностью чтения).
- « Что вверху, а что внизу?» Составление предложений со словами вверху, внизу.
На наборном полотне воспитатель выставляет в два ряда картинки с изображением игрушек. Отвечая на вопросы логопеда, дети составляют предложения:
Вверху кукла (матрешка, гармошка, робот, барабан, флажок).
Внизу мишка (зайка, кубик, домик, пушка, неваляшка, кроватка).
Картинки меняются местами, и игра повторяется.
«Где игрушки?» Практическое употребление в речи и дифференциация предлогов на, под.
Воспитатель ставит одну игрушку на стол, а другую - под стол. Дети должны ответить, где находятся игрушки.
Кубик на столе, а машина под столом.
Кукла на столе, а матрешка под столом.
Неваляшка на столе, а робот под столом. И так далее.
- «Из чего сделаны игрушки?» Знакомство с понятиями деревянная, железная, пластмассовая.
Воспитатель подбирает три игрушки, изготовленные из дерева, железа и пластмассы. Объясняет детям, из чего они сделаны, и просит найти в игровом уголке другие игрушки, изготовленные из такого же материала. Дети находят игрушки и объясняют: «Самолет железный, он из железа». И так далее.
- «Слушай внимательно, выполняй старательно». Выполнение двухступенчатых инструкций воспитателя.
Кубик положи на шкаф, а колечко спрячь в рукав.
Мишку поставь в уголок, а мячик брось в потолок.
Шарик спрячь под шапку, а картинку положи в папку.
Матрешку поставь на окошко, а мозаику спрячь в ладошке.
Куклу положи в кроватку, а зайку посади в коляску.
Дети объясняют, что они делали.
- Чтение с выражением стихотворения «Поиграем».
На лошадке ехали, до угла доехали.
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке - пароход.
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароход не везет, надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у!
И. Токмакова
Формирование выразительности речи
- Упражнение для развития понимания вопросительной интонации
Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
Да за то, что он надут.
Вопросы: Про что эта загадка? За что беднягу мяч бьют?
Повторение загадки ребенком с вопросительной интонацией.
Формирование контекстной речи
- Чтение и заучивание стихотворения «Бычок» А. Барто.
Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:
Ой, доска кончается, сейчас я упаду.
Вопросы к стихотворению:
Кто идет? (Бычок идет.) Что он делает? (Качается, вздыхает.) Почему он вздыхает? (Он боится.) Чего он боится? (Боится упасть.)
Повторное чтение стихотворения воспитателем.
Заучивание стихотворения (индивидуально, по цепочке).
Работа над интонационной выразительностью речи детей (чувствовать и понимать окончание предложения, пауза в конце строчки).
Развитие связной речи
- Составление рассказа «Мишка» по серии картинок.
«Паша маленький. Ему два годика. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши есть машина. Паша катает мишку на машине» 1 .
1 Филичева Т. Б., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989 .
- Описание игрушки
Юла - сделана из металла, значит, она металлическая. Юла крутится как волчок. Она разноцветная - на ней красный, желтый и синий цвета. Сверху у юлы ручка, на которую надо нажимать, чтобы она крутилась.
Мяч - сделан из резины, значит, он резиновый. Мяч круглый, гладкий, мягкий, с одной стороны он красный, с другой - темно-синий. Между ними белая полоса. Его можно бросать вверх, бить об пол, бросать друг другу, катать по полу, играть в футбол.
Составление описательного рассказа производится по вопросам: Что это? Какая она? Что у нее есть? Как с ней можно играть? (можно использовать схемы - модели).
(образец - рассказ описательного рассказа по игрушке)
- Чтение и пересказ рассказа Я.Тайц «Кубик на кубик».
Воспитатель читает рассказ и одновременно строит башню из кубиков. Затем, используя кубики, повторяет этот рассказ вместе с детьми.
«Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:
Дай башню!
Не дам!
Дай хоть кубик!
Один кубичек возьми!
Миша протянул руку - и хвать самый нижний кубик. И вмиг - трах-тара-рах! - вся Машина башня раз-ва-ли-лась!»
Воспитатель помогает детям понять, почему башня развалилась, какой кубик должен был взять Миша.
- Просмотр мультфильмов, беседа по содержанию.
Сенсорное развитие
- «Цепочка машин». Учить детей дифференцировать понятия «большой - маленький». Воспитатель подбирает пять машин различной величины и ставит их друг за другом вместе с детьми: самая большая, поменьше, еще меньше, маленькая, самая маленькая.
Выполнение инструкций воспитателя.
Возьми столько кубиков, сколько услышишь хлопков.
Дай Тане столько шариков, сколько у нее кукол.
Топни ножкой столько раз, сколько на столе игрушек.
- «Где игрушка?» У детей в руках по игрушке. Воспитатель показывает детям, где он держит игрушку, дети повторяют за ним движения и комментарии: «Спереди, сзади, сбоку, вверху, в низу, в левой руке, в правой руке, между коленями».
- «Назови матрешки». Используется пятиместная матрешка.
Воспитатель вместе с детьми ставит матрешек в ряд по росту и называет их: «Самая большая, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая». Затем логопед просит детей показать самую маленькую, большую, самую большую и т. д. матрешку.
- «Волшебный мешок».
Воспитатель готовит для занятия мешок с игрушками. Каждый ребенок по просьбе логопеда должен найти в мешке две игрушки и назвать их, не вытаскивая из мешка, а потом показать всем.
Я нашел матрешку и куклу.
Я нашел кубик и мячик. И так далее.
Работа над звуковой стороной речи
«Договори слово»: кук.., бара.., матреш.., пирами.., авто.., неваляш...
«Повтори чистоговорки»
Бик-бик-бик - кубик;
бан-бан-бан - барабан;
Ла-ла-ла - юла;
лет-лет-лет - самолет;
на-на-на - машина;
ка~ка-ка - куколка;
- «Похлопаем в ладоши». Воспитатель вместе с детьми произносит рифмованную миниатюру. Дети заучивают ее наизусть.
Раз, два, три -
На игрушки посмотри!
Раз, два, три, четыре -
Мы игрушечки купили!
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем с ними мы играть!
- «Найди картинку».
Воспитатель выставляет на наборном полотне картинки с изображением игрушек и четко их называет. Дети повторяют. Затем логопед просит детей найти картинку, название которой начинается со слога са (мат, гар, кук, пи, ро, миш, 6а).
Картинки: самолет, матрешка, гармошка, кукла, пирамида, робот, мишка, барабан.
- Загадки
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка.)
Совсем не нужен ей водитель.
Ключом ее вы заведите -
Колесики начнут крутиться.
Поставьте, и она помчится. (Заводная машина.)
Зверь забавный сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Плюшевый медведь.)
В пути не смолкает, вдаль увлекает,
Сам не шагает, шагать помогает. (Барабан.)
Он стройный и красивый,
У него густая грива.
Жаль нельзя на нем промчаться,
Только можно покататься. (Конь-качалка.)
Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла.)
Мячик
С утра на лужайку бегу я с мячом,
Бегу, распеваю, не знаю о чем...
А мячик, как солнце, горит надо мной,
Потом повернется другой стороной
И станет зеленым, как травка весной.
А. Барто
Погремушка
Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка -
Погремушка с бубенцом.
Мальчик смотрит - что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается этот звон?
А. Барто
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
А. Барто
Мяч
Стукнешь о стенку - а я отскочу.
Бросишь на землю - а я подскочу.
Л. Квитко
Медвежатки
Медвежаток я взяла,
Посадила у стола:
Угощайтесь, медвежатки,
Ешьте мед хороший, сладкий!
А они себе сидят
И ни капли не едят:
Хоть они и любят мед,
Но раскрыть не могут рот.
Г. Бойко
Сколько у меня игрушек?
Там, в углу, лежат игрушки,
Отдыхают в тишине...
Пять игрушек в день рожденья
Подарили гости мне.
Раз - ушастый серый зайка.
Два - есть дудка у меня.
Три - сейчас я покажу вам
Черногривого коня.
Бурый мишка мой - четыре,
Белка рыженькая - пять...
Только всех моих игрушек
А. Бродский
Берегите игрушки
Грузовик без колес,
У ежика отклеен нос,
Стали черными цыплята,
А из куклы лезет вата!
Были новыми игрушки,
А теперь они старушки.
Берем же скорей
Иголки и клей,
Нитки, катушки
И чиним игрушки.
И нам за это от души
Спасибо скажут малыши.
Э. Успенский
- Игра «Магазин игрушек»
Задачи.
Научить ребенка естественной выразительности речи в ходе диалога, закрепить названия разных игрушек. Правила игры
Для проведения игры надо взять куклу, зайку, мяч, лошадку и другие игрушки. Дети разыгрывают роли Незнайки, продавца, игрушек (куклы и др.).
Перед игрой педагог проводит с детьми речевую разминку: быстро и отчетливо произносят скороговорку:
Расскажите про покупки! Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои!
В магазин «Игрушки» пришел Незнайка. Он не знает, как называются игрушки, сколько они стоят. У прилавка стоит продавец. На витрине - кукла.
Незнайка. Мне понравилась эта игрушка.
Продавец. Это кукла.
Незнайка. Сколько она стоит?
Продавец. Пятьдесят рублей. Это очень хорошая кукла.
Кукла
Я хорошая игрушка.
Для Незнайки я - подружка.
Я прошу меня любить, Не ронять меня, не бить.
- Физкультминутки - логоритмика
Импровизация движений. Дети маршируют в такт стихотворения А. Барто «Барабан».
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Но назад идет отряд,
Левой, правой! Левой, правой!
Барабан уже дырявый
«Считалка под мяч». На каждую строчку считалки - четыре удара мяча.|
Раз, два, три, четыре,
Мы считалочку учили:
Петушок, флажок, матрешка,
Барабан, юла, гармошка.
Можно выставить на доске картинки. Это поможет быстрее запомнить считалку.
Считалка под мяч.
В гости к нам пришла считалка,
Рассказать ее не жалко.
Мы считалочку учили
И мячом по полу били.
Принесли мы вам подарки , (дети выбирают игрушки)
Что захочешь, то возьмешь.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
Что ты, Леночка, берешь?
Скачет конь наш чок-чок-чок.
Слышен топот быстрых ног. (дети повторяют движения игрушек).
Кукла, кукла, попляши,
Красной лентой помаши.
Вот как кружится волчок.
Покрутился, на бок лег.
Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.
А теперь за дело дружно -
Убирать игрушки нужно.
Убирать и не ломать,
Завтра будем вновь играть.
Стойкий солдатик
Наклонитесь все вперед,
А потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь,
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди,
Да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок,
И на месте - скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже... А потом...
Марш на месте не спеша.
Дети. Зарядка хороша.
Чтение текста и движения могут выполняться отдельно, причем текст произносят дети, предварительно разучив его.
Карусели
Сели мы на карусели, Полуприседание.
На качели пересели. Шаг в сторону и полуприседание.
Сто знакомых встретили, Повороты туловища в стороны.
На поклон ответили: Наклоны вперед с разведением
Здравствуйте. рук.
Бежали наши ножки Бег на месте.
по узенькой дорожке,
А еще ноги шли по дороге - Ходьба на месте.
Вот наш дом, здесь и отдохнем. Спокойно садятся, выполняют
одно из упражнений на дыхание.
Кукла спит
Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Полуприседание, удержание позы.
Потягивание на носочках, глубокий вдох.
Руки на поясе, ходьба на носочках,
проговаривание шепотом.
Флажок
Вот мой флажок качается.
Вот так
Вот я своим флажком машу,
Вот так
Ванька, встань-ка
Ванька, встань-ка! Ванька, Поднимаются на носочки.
встань-ка!
Приседай-ка, приседай-ка. Приседают.
Будь послушен, ишь какой!
Нам не справиться с тобой! Грозят пальчиком то одной, то
другой руки.
Карусели (хоровод)
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели. Карусель движется в правую
сторону, медленно.
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали, побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите, Карусель остановите.
Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра.
Бегут. Меняют направление движения. Темп движений постепенно замедляется.
Пауза.Кланяются друг другу.
Буратино
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, -
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
Итоговый день по лексической теме "Игрушки" для детей 5-6 лет
При планировании итогового дня необходимо учитывать ряд требований:
- наиболее результативным является сценарный вариант планирования, который предполагает единую линию сюжета, связанного мотивом, героем, темой. Это обеспечивает полную преемственность в работе обоих педагогов, узких специалистов (автор предоставляет вам возможность мотивацию продумать самим, а основных героев подсказал);
- тема определяет содержание дня, является центральной в целеполагании, но не выражается в однобокости планирования, поскольку параллельно решаются другие задачи воспитания, обучения и развития ребенка, которые можно решить в данном виде деятельности; тематический день должен быть спроектирован таким образом, чтобы дети переключались с одного вида деятельности на другой, исключая долгое статическое положение или сверхактивность;
- для детей младшего дошкольного возраста ведущими мотивами должны быть игровые, а со средней группы можно вводить познавательные, нравственные мотивы;
- игровой персонаж, которым может быть игрушка или сам педагог, должен быть подобран с учетом интересов и возраста детей. Он помогает педагогу сосредоточить внимание детей, нацелить их на предстоящую деятельность, замотивировать, оценить. Наибольший интерес у детей вызывают герои мультфильмов и сказок, в роли которых выступают воспитатели. Особую группу составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР), которых игровой персонаж может привлечь лишь на несколько минут. Эмоциональное восприятие у таких детей слабо выражено, иногда наблюдается полное равнодушие к сюрпризным моментам, игровым приемам. Отсюда частое привлечение внимания детей к персонажу в разных видах деятельности, смена персонажей в течение дня, уход от излишней эмоциональности и экспрессивности, которые могут стать причинами перевозбуждения детей и их расторможенности;
- важно, чтобы тематические дни не только были наполнены организованной деятельностью, но и у детей было достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно планируйте оборудование развивающей среды по теме;
- необходимо чередовать групповую, подгрупповую и индивидуальную деятельность детей, исключая перегрузки, учитывать интересы, желания, потребности детей (это может проходить через планирование основных этапов дня в утреннее время в старших группах).
Основные цели дня:
Выявить объем представлений, знаний, умений и навыков детей по изученной лексической теме.
Активизировать словарь по теме (названия, признаки и действия).
Оценить умение использовать полученные знания и умения в разных видах деятельности.
Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.
Ожидаемый результат изучения темы.
Дети должны знать:
- названия игрушек, их отличительные признаки, составные части;
- как можно играть той или иной игрушкой;
- из какого материала сделана игрушка.
Дети должны уметь:
- классифицировать игрушки по ведущим признакам, описывать их;
- выразительно изображать игрушки, читать о них стихи, показывать различные действия с ними;
- использовать в речи активный словарь по теме.
Активизация словаря.
Названия:
игрушки разных видов - сюжетные, строительные, конструкторы, дидактические, игрушки-развлечения, спортивные, театрализованные, народные, самоделки, их части.
Признаки:
форма, цвет, величина, качество материала (мяч - круглый, резиновый, большой, красный, яркий, спортивная игрушка; Петрушка - озорной, смешливый, милый, разговорчивый, как живой, яркий, с красивым колпачком, театрализованная игрушка).
Действия:
бросать, катать, ловить, строить, разбирать, конструировать, собирать, складывать, кормить, укладывать" спать, гулять, показывать театр, прыгать, скакать, убирать, ехать, плавать, мыть, чистить и т.д.
Основной игровой персонаж (варианты) - Сказочница, Оле-Лукойе, директор магазина игрушек, лапа Карло и т.п.
Первая половина дня . Утро
- Вводная беседа
Цели: активизировать внимание детей, вызвать интерес к теме дня и предстоящей деятельности, привлечь к планированию основных этапов дня.
* * *
Педагог обращает внимание детей на то, что в группе что-то случилось, что-то не так. Предлагает осмотреть комнату. Наводит на: вывод, что пропали все игрушки. Вместе с детьми он находит только одну куклу, которая рассказывает о том, что все игрушки похитил злой Карабас - Барабас, чтобы они выступали в его театре. Дети совместно с педагогом строят планы спасения игрушек. Пытаются догадаться, почему Карабас забрал игрушки именно у них. Педагог помогает детям понять значение игрушек в их жизни, задавая вопросы: Зачем нам искать игрушки? Может, вам и без них будет хорошо? Для чего вам нужны игрушки? Что произойдет, если они исчезнут?
Педагог предлагает детям отправиться на поиски игрушек и предупреждает о том, что для этого надо многое знать о них, преодолеть многочисленные препятствия, быть сильными, ловкими, умными, внимательными, активными.
- Утренняя гимнастика
«Мы - игрушки»
Цели:
развивать умение выполнять физические упражнения образно, эмоционально, выразительно; формировать чувство ритма и темпа, способность сосредотачивать внутреннее внимание на мышечных ощущениях, выделяя напряжение и расслабление, дифференцировать разные движения.
- Пальчиковая гимнастика «Сколько у меня игрушек?»
Там, в углу, лежат игрушки, Пять игрушек в день рожденья Подарили гости мне. Раз - ушастый серый зайка. Два - есть дудка у меня. Три - сейчас я покажу вам Черногривого коня. Бурый мишка мой - четыре. Белка рыженькая - пять. Только всех моих игрушек | Дети попарно соединяют шалашиком пальцы рук. Сжимают пальцы в кулачки. " Разжимают пальцы левой руки ладонью к себе. Большой палец, мизинец и безымянный собирают в щепотку, а указательный и средний поднимают вверх, как ушки. Изображают пальцами игру на дудочке, чуть согнув их и пошевеливая ими. Вытягивают средние и указательные пальцы обеих рук, остальные подбирают, изображают скачку. Показывают на правой руке четыре пальца, прижав к ладони большой. Прижимают пальцы к ладони на левой руке, начиная с мизинца. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках. |
- Упражнение с элементами психогимнастики «Магазин игрушек»
Дети отправляются в магазин игрушек, используя разные виды ходьбы и бега. Подходят к витрине. Педагог предлагает показать, кого они увидели на ней. Все упражнения дети делают по 5-6 раз вместе с педагогом, который показывает и описываёт движения. Он же выступает в роли директора магазина игрушек.
Чебурашка (напряженно)
Педагог. Раскроем наши ладони. Приставим их к вискам, наподобие больших ушей. Наклоним голову влево, вправо, вперед, улыбаясь как бы в приветствии.
Дети выполняют.
Кто это, дети?
Дети. Чебурашка. ;
Педагог. Что он хочет нам сказать?
Дети (кланяются).
Здравствуйте! Идите к нам! (Качают головой вперед - назад.)
Не хотите ли что-нибудь купить? (Качают головой из стороны в сторону.)
Без вас скучно.
Спящий Продавец
Педагог. Пока детей не было в Магазине, продавец заснул. Он уронил голову расслабленной на грудь, и она у него болтается, как на веревочке. Шейка расслаблена, голова тяжелая, никак не удержать. Падает туда-сюда, едва ее поднимешь.
Дети выполняют.
Самолет
(напряженно, медленно - быстро)
Педагог. Вытянем руки в стороны - прямые, ровные, напряженные: «У-у-у». Что это? Конечно, самолет! Полетели!
Дети выполняют.
Передвигаемся свободно во всех направлениях. (Гудением задает и изменяет темп.)
Руки не двигаются, напряжены, они - железные крылья. Вот какие самолеты есть в магазине. Полетели к себе на полку.
Дети выполняют.
Скакалка
(плавно- резко)
Педагог. А это что еще за игрушка? Сплетем пальцы в замок, сделаем волнообразные движения. Руки сплетаются, расплетаются в разные стороны, вытягиваются, как веревочка.
Дети выполняют.
Через эту веревочку можно даже скакать. Крутим руками, согнутыми в локтях, потом прямыми. Крутим, ускоряя движение, как если бы держали скакалку. Догадались, что это? Давайте прыгать со скакалкой: на одной ноге, на другой, на обеих в разном темпе.
Дети выполняют.
Ванька-встанька
(напряженно)
Педагог. Руки прижмем к телу по бокам. Все тело напряглось, не шевелится, только ногами чуть-чуть двигаем и качаемся из стороны в сторону: «Тик-так, тик-так». А теперь покачаемся вперед - назад. Вот вы и сделались настоящими Ваньками - встаньками. Ноги тяжелые, как будто прилипли к полу, не дают вам упасть, вы только покачиваетесь.
Дети выполняют упражнение в парах с Ваньками. Дети толкают Ванек, те качаются в разные стороны. Затем меняются ролями.
Воздушные шарики
(расслабление)
Педагог. Посмотрите, в кого мы превратимся сейчас. Руки вытянем вперед, сомкнем над головой полукругом. Мы - воздушные шарики. Давайте будем надуваться больше и больше. Вот мы становимся все легче и легче, все тело легкое, невесомое. Вот нас сдул ветерок, и мы летим! Летим! Натыкаемся на стульчики, отталкиваемся друг от друга, от стены, но только очень легко, мягко, подпрыгивая. Ветер нас закружил, мы вращаемся и летим. Опустились на землю, сели.
Дети выполняют. Педагог хвалит их за то, что они выразительно изображали игрушки, а значит узнают их при встрече.
- Занятия «В мире игрушек» (интегрированное)
Ожидаемый результат:
дети должны уметь разделять игрушки на группы по названному признаку; подбирать прилагательные к существительному, обозначающему игрушку; отгадывать игрушку по описанию.
Цели:
развивать целенаправленное внимание, память, мышление (сравнение, классификацию, аналитико-синтетическую деятельность, творчество, чувство ритма), умение слушать другого, радоваться успехам своим и сверстника; воспитывать культуру общения, бережное отношение к игрушкам.
* * *
1. Отгадывание загадок об игрушках.
Педагог. В страну игрушек пропускается только тот, кто отгадает загадку. (Разбивает детей на команды или дает задание определенной подгруппе.)
Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.
А за что беднягу бьют? Да за то, что он надут.
(Мяч.)
Упадет - подскачет, ударишь - не плачет! (Мяч.)
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка.)
Совсем не нужен ей водитель.
Ключом ее вы заведите -
Колесики начнут крутиться.
Поставьте - и она помчится.
(Заводная машина.)
Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного и устрой ему "берлогу.
(Плюшевый медведь.)
Пляшет кошка, а всего одна ножка. (Волчок, юла.)
Он стройный и красивый, у него густая грива.
Жаль, нельзя на нем промчаться -
Только можно покачаться.
(Конь-качалка.)
Закрывает она глазки,
Ей рассказывают сказки,
Может «Мама!» закричать
И в коляске полежать.
(Кукла.)
Чтоб колечки нанизать,
все размеры надо знать.
Ну а сверху можно смело даже шляпку надевать.
(Пирамидка.)
2.Словесное разделение игрушек или предметных картинок на группы.
По материалу
- железные, пластмассовые, деревянные, меховые, матерчатые, глиняные, бумажные, резиновые.
По назначению
- спортивные, конструкторы, для игр с песком, елочные, герои сказок и мультфильмов, машины, куклы.
По игровым действиям
- копать, строить, разбирать и собирать, катать, бросать.
3.Рисование недостающей детали у игрушки, называние ее,
4.Конкурс «Кто больше назовет правил обращения с игрушками, сделанными из разных материалов?».
5.Конкурс «Кто соберет самую интересную конструкцию из пластмассового конструктора за отведенное время и расскажет о ней?».
6. Превращение детей в веселых заводных утят. Исполнение «Танца веселых утят».
- Магазин игрушек (логоритмическое)
Ожидаемый результат: дети должны использовать лексический словарь по теме; координировать движения во взаимосвязи с речью; иметь чувство ритма и темпа, внимание к словесным сигналам, зрительную и слуховую память, правильное дыхание, слуховое восприятие, певческие навыки, фонематический слух, звуковую культуру речи, ориентировку в пространстве и собственном теле; бережно относиться к игрушкам.
* * *
Введение в тему.
Комплекс общеразвивающих упражнений «Игрушки».
Массаж биологически активных зон «Обезьяна Чи-чи-чи».
Инсценировка песни «Моемся, чистим зубы».
Логопедическая гимнастика.
Мимические упражнения «Мишка ест лимон, соленый огурец, вкусную конфету, торт» и т.п.
Исполнение песни «Про Мишку».
Дыхательное упражнение «Пожалеем Мишку».
Танец «Мишка с куклой пляшут полечку».
Массаж пальцев «Дружба».
Подвижная игра «Волчок».
Пальчиковая игра «Лепим из песка».
Песня «Часы».
Педагог оставляет детям игрушки, о которых они пели, которых изображали.
- Игрушечная мастерская (по изобразительной деятельности)
Ожидаемый результат: дети должны иметь представление об истории игрушки; знать основные элементы росписи дымковской, богородской игрушек; уметь составлять самостоятельно узор из элементов и раскрашивать игрушку, используя характерные для, народной росписи сочетания цветов; рассказывать об особенностях росписи, материале? из которого сделана игрушка, и о том, как можно с ней играть.
Цели:
развивать изобразительные умения, воображение, творчество; формировать интерес к народной игрушке, уважение к произведениям народных мастеров.
Материалы:
заготовки глиняных игрушек, образцы игрушек, иллюстрации с изображением народной игрушки, гуашь, кисти, бумага.
* * *
Дети украшают игровой уголок готовыми поделками.
Экскурсия по «музею игрушек», в которой в качестве экскурсоводов выступают дети. Оборудование игрушечной мастерской.
Роспись заготовок игрушек (бумажных или глиняных).
Рассказы детей о своей игрушке.
Прогулка
- Игры с песком
Ожидаемый результат:
дети должны уметь отгадывать, какая игрушка закопана в песок, не вынимая ее, по освобожденной части, используя осязание и зрение; представлять на основе имеющегося сенсорного опыта игрушку, называть ее и части; использовать в речи слова, обозначающие качества песка и материала, из которого изготовлена игрушка; обыгрывать с помощью игрушек сюжеты знакомых сказок, Мультфильмов.
Цели:
развивать восприятие, воображение, умение анализировать и синтезировать; воспитывать дружеские отношения в процессе игры; формировать интерес к играм с природным материалом.
Материалы:
миниатюрные пластмассовые, фарфоровые и резиновые игрушки (человечки, животные, машины); элементы строительного материала; втыкалочки с изображением растений.
***
Педагог прячет в сухой песок в песочнице или ящике (это - волшебный замок Песочного короля) разнообразные пластмассовые игрушки и просит детей, засунув туда руки, на ощупь узнать игрушку и сказать, из чего она сделана. Затем нужно угадать игрушку по небольшому фрагменту, освобожденному из песка, вынуть ее всю (освободить из плена) и проверить правильность своей догадки. Далее с освобожденными игрушками обыгрывается сказочный сюжет.
- Малоподвижная игра «Заводные игрушки»
Ожидаемый результат:
дети должны знать особенности внешнего вида и назначение механических игрушек.
Цели:
развивать умение с помощью напряжения или расслабления мышц показывать особенности материала, из которого изготовлена игрушка, и действия с ней; активизировать воображение, словарь по теме; воспитывать чувство ритма, умение внимательно слушать педагога и действовать по сигналу.
* * *
Сначала дети сами называют любимую игрушку и, после того как педагог заведет ее воображаемым ключиком, изображают игрушку в движении, выполняя его с напряжением мышц (металлическая, деревянная, пластмассовая) или расслаблено (матерчатая, меховая, резиновая, бумажная, поролоновая). Затем педагог сам определяет игрушку, а дети должны вспомнить, из чего она сделана, и изобразить ее. В игре можно использовать музыкальное сопровождение.
- Игры со спортивными игрушками
Ожидаемый результат:
дети должны пользоваться спортивными игрушками до назначению, называть их; самостоятельно организовывать подвижные игры.
Цели:
развивать ловкость, глазомер, быстроту, скорость реакции; формировать умение договариваться, уступать друг другу, честно выполнять правила игр.
Материалы:
мячи, скакалки, кегли, шары и др.
* * *
Педагог обговаривает с детьми, в какие спортивные игры они хотели бы поиграть, какие игрушки им для этого нужны, где удобнее разместиться, чтобы не мешать остальным. Предлагает вспомнить правила выбранной игры. Сам педагог может выступать в роли арбитра.
Вторая половина дня
- Ручной труд «Игрушки-самоделки»
Ожидаемый результат:
дети должны знать, чем отличаются самоделки от других игрушек, какой материал и как можно использовать для их изготовления; использовать в речи названия игрушек, их составных частей, материала, инструментов; уметь использовать для изготовления игрушек-самоделок разнообразный природный Материал или искусственные материалы, освоенные способы крепления.
Цели:
развивать творчество, внимание, воображение, планирующую функцию речи; формировать эстетический вкус, умение радоваться достижениям своих товарищей.
- Сюжетно-ролевая игра «Машины на нашей улице»
Ожидаемый результат:
дети должны уметь самостоятельно придумывать сюжет игры с разнообразными машинами и атрибутами, изображающими улицу; педагогу, как равному игровому партнеру, рассказывать о назначении разных частей машины (ремонтная мастерская), использовании машин человеком (стройка, проблемные ситуации на улицах и др.); строить диалог в соответствии с ролью и конкретной игровой ситуацией.
Цели:
развивать воображение, игровой диалог, творчество; воспитывать умение играть дружно, договариваться, справедливо распределять роли, при сочинении сюжета дослушивать товарища до конца, не перебивать; самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
* * *
Педагог рассказывает детям о том, как она добиралась на транспорте на работу, как сломалась машина, и что было дальше. Предлагает детям вспомнить, какие машины они видели на улице, на чем едут до детского сада, где ремонтируют машины, как им оказывают помощь в дороге и т.п. Спрашивает, не хотят ли они поиграть с машинами? Как будут играть? Какие наметят роли? Что будет делать ребенок в каждой из них? Как равный игровой партнер, педагог берет на себя роль начальника ГИБДД, ремонтной мастерской, службы помощи на дорогах, стройки. В процессе игры отслеживает игровые умения и навыки детей, в том числе и связанные с использованием игрушек.
- Дидактическая игра «Детский мир»
Ожидаемый результат:
дети должны уметь описывать игрушку по плану (Что это? Какая она? Что у нее есть? Как с ней можно играть?); взаимодействовать с педагогом в роли покупателя, используя речевые обороты «добрый, день», «скажите, пожалуйста», «я
хочу у вас купить игрушку», «спасибо».
Цели:
развивать описательную речь, внимание, память, культуру речи, общения; воспитывать вежливость.
* * *
Педагог выступает в роли продавца, дети становятся покупателями. Чтобы купить игрушку, ребенок должен ее назвать, описать по плану, предложенному педагогом, используя в речи вежливые обращения.
Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата -
Все на полочках сидят,
С нами поиграть хотят.
Н. Воронина
- Театрализованные игры
Ожидаемый результат:
дети должны при обыгрывании сюжета сказки или стихотворения использовать на выбор разные театрализованные игрушки (пальчиковые, на фланелеграфе, би-ба-бо); с помощью игрушек и выразительных средств речи создавать игровой образ; при необходимости из подручных средств изменять или дополнять внешний образ героя; понимать назначение театрализованных игрушек, их условность.
Цели:
развивать творчество, воображение, монологическую и диалогическую речь, выразительность речи и пантомимики; воспитывать интерес к театрализованным играм.
Материалы:
сюжетные наборы картинок для фланелеграфа, ширма и куклы би-ба-бо, перчаточные куклы, мини-декорации для театра игрушек, элементы костюмов для детей.
Содержание игр может быть любым, но опираться оно должно на знакомые сказки, рассказы, стихи.
- Сочинение историй об игрушках
Ожидаемый результат
:
дети должны уметь придумывать маленькие истории об игрушках, с которыми обращаются плохо, обозначая в рассказе логическую последовательность событий, диалоги и используя личный опыт и опыт своих товарищей; вы- разительно изображать с помощью речи, мимики и пантомимики героев своих историй.
Цели:
развивать воображение, речь, умение сопереживать, проявлять сочувствие к проблемам своих героев; воспитывать умение внимательно относиться к идеям своих товарищей, выслушивать до конца, проявлять интерес к творчеству сверстников.
* * *
Педагог предлагает детям придумать историю о какой-нибудь игрушке на выбор. Начинаем рассказ словами: «В одном детском садике жили-были игрушки». Задает детям вопросы: Что с ними случилось? Что они делали? Кто им Помогал? Какие препятствия они преодолевали? Педагог дает возможность высказаться каждому ребенку. Затем предлагает детям выбрать наилучший вариант. Сюжет можно даже записать. Далее педагог может предложить детям проиллюстрировать сочиненную историю.
- Выставка игрушек-самоделок
Цели: доставить детям радость от результата собственного труда, вызвать положительные эмоции от демонстрации игрушек, рассказывания о них.
* * *
Педагог организует вместе с детьми выставку игрушек-самоделок. При этом обращает внимание на то, как стоят игрушки, устойчиво ли, удобно ли их рассматривать, есть ли бирка с указанием того, кто сделал эту игрушку. Просит детей рассказать о своих игрушках по плану.
Что это? ,
Как называется или как зовут?
Из чего игрушка сделана? Каким способом?
Как игрушка украшена?
Как будет использоваться в игре?
- Чтение стихотворения «Игрушки»
Ожидаемый результат:
дети должны внимательно слушать стихотворение, запоминать его содержание, отвечать на вопросы педагога.
Цели:
развивать воображение, память, активность детей.
* * *
Педагог читает детям стихотворение и задает вопросы по его содержанию.
В магазине «Детский мир»
Есть отдел игрушек.
Там и полосатый тигр,
И котенок плюшевый,
Пирамидки в ряд стоят,
Куклы в разных платьицах,
Неваляшки не лежат,
И Петрушки дразнятся.
Разноцветные мячи,
Кегли и машины,
Паровозик заводной
Проезжает мимо.
Все игрушки хороши!
Выбирай, что хочешь.
Без игрушек малышам
Грустно было б очень.
В каком магазине продаются игрушки? О каких игрушках говорится в стихотворении? Какие еще игрушки продаются в «Детском мире?» Какие игрушки вы покупали вместе с мамой и папой? Какие игрушки вам дарили на день рождения? Почему после игры надо убирать игрушки на место?
- Контрольные вопросы и задания .
Какие игрушки вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? Расскажи, как можно поиграть с игрушкой. Из каких деталей состоит игрушка? Из какого материала она сделана? Как называются игрушки, которые делают народные мастера из глины, дерева и другого материала? Какие народные игрушки вы знаете? Как называются игрушки, Которые используют в различных подвижных играх и упражнениях? Как называются игрушки, из которых дети что-то строят, собирают? Как называются игрушки, которые используют только на Новый год? Как называются игрушки, сделанные детьми и взрослыми из бумаги, природного материала, каких-то старых вещей? Почему не все игрушки можно разобрать по деталям? Почему глиняные, стеклянные, фарфоровые игрушки требуют очень бережного обращения? Почему игрушки после игр надо положить или поставить на место? Как нужно ухаживать за разными игрушками? Почему девочки больше играют в куклы, а мальчики с машинами? Где можно купить игрушки? Как называется этот магазин (отдел)? Чем отличаются разные куклы? Машины? Конструктор? Настольно-печатные игры? Какая твоя любимая игрушка? Почему? Как ты с ней играешь? Какое имя ты ей дал? Где она хранится? О чем ты с ней разговариваешь? Что можно делать с мячом? (Бросать, катать, ловить, отбивать, перебрасывать, крутить.) Данный вопрос можно задать по любой игрушке. Расскажи об игрушке. Какая она? (Форма, цвет, размер, вес, какая на ощупь, из чего сделана, чем отличается от других, чем нравится.)
- Список литературы
Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. -М.: Просвещение, 1972.
Баренцева Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. Опорные конспекты 16 занятий. Комплект листов для выполнения заданий ребенком. - М.: Акалис, 1995. - Серия «Опыт работы практического педагога».
Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школа-Пресс, 1999.
Волкова Л. С. и др. Логопедия. - М.: Просвещение, Владос, 1995.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонемати-ческим недоразвитием. - М.: Гном-Пресс, 1998.
Кравченко И. А Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1999. - 64 с. - Серия «Опыт работы практического педагога».
Лопухина И. С. Логопедия. - М.: Аквариум, 1995.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988.
Рау Е. Ф., Рождественская В. И. Смешение звуков речи у детей. - М.: Просвещение, 1972.
Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1968.
Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Просвещение, 1987.
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. - М.: Эгси, Чебоксары: Чувашия, 1999.
Успенская Л. П., Успенский М. В. Учитесь правильно говорить. Ч. 2. - М.: Просвещение, 1991.
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). - М.: Альфа, 1993.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). - М.: Министерство образования РСФСР, 1993.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1981.
Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М.: Российское педагогическое агентство «Когито-центр», 1998.
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
С уважением, О.Г. Гольская.
Контрольная работа по модулю № 10 "Планирование работы по развитию детской речи").