Как избавиться от гнусных мыслей. Навязчивые состояния и навязчивые мысли, как избавиться. Мой пошаговый видео курс об избавлении от панических атак и навязчивых мыслей

Вопрос: Некоторые считают, что побуждение к одобряемому и предостережение от порицаемого, являются вмешательством в личную жизнь человека. Насколько верны подобные утверждения?

Ответ: Человек является врагом неизвестного. Подобные мысли возникают у тех людей, которые не совсем хорошо осознают реальность. Попробуем рассмотреть данный вопрос с разных точек зрения:

1. Эта жизнь подобна кораблю, а общество, в котором мы живем – пассажиры этого корабля. Предупреждать тех, кто хочет причинить вред этому кораблю, является обязанностью каждого из пассажиров. Поэтому в данной ситуации говорить о том, что каждый может делать то, что ему захочется, было бы неправильным.

Исходя из этого, каждый человек обладающий разумом, знает, что в каждом обществе существуют определенные традиции и обычаи, а у каждой системы есть определенные условия. И напоминание об этом не является вторжением в личную жизнь, а наоборот является обязанностью каждого члена общества.

Однако это напоминание, предостережение и увещевание, не является делом каждого человека. У этого дела так же есть свои правила и условия. Так, например, хадис, в котором говорится: «Тот из вас, кто увидит какое-либо зло, пусть исправит его рукой. Если на это не хватит сил, то пусть исправит его языком. Если и на это у него не хватит сил, то пусть будет против этого в своем сердце, и это является самым слабым проявлением веры» (Муслим, Иман, 78), разделяет эти обязанности.

Устранять совершаемое зло рукой (силой) является обязанностью государства. Исправлять зло языком посредством наставлений и увещеваний, является обязанностью алимов. А простые люди должны испытывать отвращение ко злу в своих сердцах, и должны делать дуа для исправления этого зла.

2. Если какой-то орган или клетку нашего организма поражает недуг, то это оказывает влияние не только на этот орган или клетку, но и на весь организм в целом. Поэтому необходимо немедленно приступить к лечению этого органа, а если необходимо, то и провести операцию, чтобы предотвратить нанесение вреда всему организму, а также душевному здоровью.

Будет ли уместным вопрос: «Зачем вы лечите этот орган?». Точно так же и общество является единым организмом. И если отдельные члены этого общества, подобно клеткам организма, больны, то разве не нужно их лечить?

Однако необходимо искать такие пути исправления, чтобы не повредить эту клетку, для чего необходимо обращаться к специалисту.

3. Тот, кто не исправил себя, не сможет исправить других. Прежде всего мы сами должны совершать добро, являясь примером. Подобно солнцу, мы сначала должны осветить самих себя, а уже потом распространять этот свет на других. Чтобы тот, кто желает, мог извлечь пользу из этого света.

Значит, для предотвращения зла необходимо самим совершать добро, являясь для других хорошим примером.

ОБЪЕКТОВ]

45. Второй метод концентрации ума, а именно, без использования объектов, состоит из трех ступеней: мгновенное изгнание мысли в тот самый момент, когда она появляется подобно вспышке; оставление незавершенной любой возникшей мысли; приведение ума в его естественное состояние [абсолютного покоя, не нарушаемого мыслительными процессами (2).

(2) Кратко суть этих способов состоит в том, чтобы моментально блокировать мысль, позволять мыслям возникать свободно, не ограничивая их, и привести ум в состояние полного покоя.

[ОСТАНОВКА МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА]

46. Искоренение мысли в тот самый момент, когда она возникает подобно вспышке, осуществляется следующим образом.

Во время медитации вышеописанным способом медитирующий обнаруживает, что мысли непрерывно возникают потому, что ум реагирует на раздражите­ли. Зная, что нельзя допускать появления даже одной мысли, нужно осуществлять неусыпный контроль и стараться блокировать это непрерывное возникнове­ние мыслей. И как только зародится мысль, нужно вырвать ее целиком с корнем и продолжать медити­ровать.

47. Когда медитирующий посвящает более длитель­ное время усилиям по предупреждению возникновения мыслей, он обнаруживает, что мысли следуют друг за другом по пятам, и ему кажется, что их число бес­конечно. Это и есть познание природы мыслей, ко­торое есть распознавание врага (1). Это называется "пер­вое место отдыха". Достигается первая ступень спокой­ствия ума, и йог с невозмутимым умом наблюдает за непрерывным потоком мыслей так, как если бы он безмятежно отдыхал на берегу реки, наблюдая за ее течением (2).

Врагом дли йога являются неконтролируемые мысли.

Чтобы передать смысл этой фразы, пришлось прибегнуть к свободному расширенному ее переводу. Дословно се можно было бы перевести так: "Это называется "место первого отдыха", подобное берегу реки, мимо которого течет вода". Иными словами, если йог до этого момента действовал успешно, он освободится от тирании мыслительного процесса и будет готов к исполнению еще более великих задач, ожидающих его на Пути к Нирване.

48. Как только ум приходит в спокойное состоя­ние, пусть даже на одно мгновение (3), он замечает возникновение и исчезновение мыслей. При этом создастся впечатление, что мыслей становится все больше и больше. Но на самом деле мысли возни­кают всегда, и нет их увеличения или уменьшения. Мысли рождаются мгновенно. То, что находится в стороне от возникновения мыслей и способно немедлен­но пресечь это возникновение, есть Реальность (4).

Индийские йоги определяют эту кратчайшую единицу времени (которую они могут регистрировать) как отрезок времени между раз­резанием первого и второго из трехсот листьев банана, положенных друг на друга и разрубаемых одним ударом меча.

Тиб. пронзи, чё-ньид. Реальность не есть человеческий ум, который познает непрерывное течение мыслей. Реальность пос­тигается только в Истинном Состоянии, и йог, находясь в нем, если он слился с Реальностью, с этим Ноуменальным Источником, может предотвратить возникновение мыслей, подобно тому, как человек, умеющий пользоваться выключателем, может включать и выключай, электрический ток.

[НЕРЕАГИРОВАНИЕ НА МЫСЛЬ]

49. На следующей ступени, которая есть оставле­ние неоформленной всякой возникшей мысли, метод состоит в безразличном отношении к ней, предос­тавлении ей действовать независимо, не подпадая под ее влияние и не делая попыток пресечь ее (2). Пусть ум ведет себя, как ее пастух [или сторож], а ты продолжай медитировать. Тогда мысли перестанут возни­кать, и ум будет находиться в пассивном спокойном состоянии, сосредоточенный на одном.

Этот способ диаметрально противоположен способу, описанному в п. 46-48. Однако для того, кто освоил подготовительные упражнения йоги, между ними нет несоответствия, так как оба способа главным образом являются средством дисциплины ума, в определенном смысле выполняя такую же роль, как латинский язык для изучающего его школьника. С помощью первого метода йог начинает понимать, что формирование мыслей так же естественно, как дыхание, и, когда ор­ганизм биологически функционирует нормально и ум активен, пос­ледний так же трудно привести в спокойное состояние, как и любой другой процесс, присущий воплощенному существованию. Второй метод, рассматриваемый здесь, приводит к истинной цели, когда Познающий, достигнув сверхсознания, наблюдает со стороны и бес­страстно за самопроизвольным течением мыслей.

50. Снова мысли собираются пронестись подобно метеору [проносящемуся в небе в течение одного мгновения, но путем непрерывающимся] (3).

(3) В подлиннике -- кхьюр-кхьюр. Звукоподражательное слово, означа­ющее движение применительно к летящему в небе метеору, стреле, рассекающей воздух, или струйке дыма, уносимого легким ветром.

51. Если медитировать, как прежде, состояние по­коя будет продолжаться. Это называется "среднее состояние покоя", уподобляемое [по его безмятежности] спокойному течению реки.

52. Сохранение ума в этом бездеятельном состоя­нии приводит к образованию осадка в уме (1).

(1) Осадок -- это мысли, как становится понятным из следующего из­речения.

53. Знаток Учений (2) сказал:

Если ум бездеятелен, он становится спокойным, Когда вода отстоится, она становится прозрачной.

(2) В тексте не приводится имя этого мудреца. Но это был Гампопа или Дзонкапа, которые были прославленными апостолами Белой Династии Гуру, передавшими, как сказано в формуле выражения почтения, этот трактат (см. Книгу 1, введение: автор книги и его соученик).

54. А великий учитель йогов [Миларепа] наставлял:

Когда ум находится в изначальном неизменном

состоянии, рождается Знание.

Когда это состояние, которое можно уподобить спокойному течению реки, сохраняется, достигается полнота Знания.

О йог, прекрати направлять и формулировать мысли,

Всё время сохраняй спокойствие ума.

55. Великий Сараха кратко выразил в следующих стихах суть учений об этом двойном методе, приме­няемом во время медитации:

Когда ум связан [нераскован], он стремится

странствовать в каждой из десяти сторон.

Когда он свободный, он твердый и неподвижный.

И я понимаю теперь, что он такой же упрямый, как верблюд.

[СПОСОБ ПРИВЕДЕНИЯ УМА В ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ]

56. Третий способ, который есть приведение ума в его естественное состояние, состоит из четырех ступеней.

[СТЕПЕНЬ, УПОДОБЛЯЕМАЯ ПРЯДЕНИЮ БРАХМАНСКОГО ШНУРА]

57. Первый этап заключается в сохранении ума в уравновешенном состоянии с таким же старанием, с каким прядется брахманский шнур (1), так как он дол­жен быть спряден равномерно. Он не должен быть ни слишком тугим и ни слишком слабым. Так же и при медитации нельзя сильно напрягать ум, так как иначе мысли выйдут из-под контроля (2).

(1) Шнур брахмана, который брахман носит как знак своей кас­ты, должен быть, согласно традиции, спряден девственницей и с величайшей осторожностью, так как, если он во время пря­дения оборвется, последует несчастье. Сараха (см. книги 2 - ВВЕДЕНИЕ: 1. О происхождении учений великого символа) был по рождению брахманом, чем и объясняется обращение к этой анало­гии.

(2) Мысли должны находиться под контролем сознания, которое, по­добно пастуху, стережет их.

58. Если сильно расслабиться, возникает леность. Поэтому нужно медитировать с одинаковой энер­гией.

59. Вначале медитирующий применяет способ мгновенного отсечения мысли (3) и поэтому напряга­ется. Но когда появится усталость, нужно рассла­биться, предоставив мыслям бродить самопроиз­вольно (4).

(3) См. п. 46.

(4) См. п. 49.

60. Сейчас был рассмотрен этот метод чередова­ния напряжения и расслабления, применяемый в на­шей школе. Напряжение и расслабление ума, кото­рое можно уподобить увеличению и уменьшению натяжения нитей во время прядения брахманского шнура, называется "сохранение ума в состоянии, по­добном прядению брахманского шнура".

[СТЕПЕНЬ, УПОДОБЛЯЕМАЯ РАЗЪЕДИНЕНИЮ СОЛОМЕННОГО ЖГУТА]

61. На второй ступени, называемой "отделение ума от мыслей подобно разъединению на части соломен­ного жгута путем выдергивания части", необходимым условием является принятие непоколебимого решения сохранять неусыпную бдительность, ибо предыдущие попытки блокирования мыслей создавали мысли (1).

(1) Усилия, которые до сих пор прилагались, чтобы не допустить воз­никновения мыслей, контролировать или не контролировать их, неиз­бежно приводят к образованию других мыслей. Сейчас ставится цель достигнуть более высокой ступени спокойствия ума. Нужно остано­вить непрерывный мыслительный процесс, как разделяют на части скрученный из соломы жгут, в котором каждый стебель соломы слу­жит аналогией какой-либо отдельной мысли, а жгут символизирует непрерывность мыслительного процесса.

62. В описанных выше способах блокирования мыслей участвовала способность познавать, приводя­щая к образованию новых мыслей, и это затрудняло медитацию (2).

(2) Йог должен сейчас понять (и ему об этом напоминают), что им сделано еще мало. Цель все еще далека. Но в то же время он начинает осознавать, что его занятия йогой необходимы для его дальней­шего развития, как готовящемуся стать атлетом необходимы упражнения, развивающие мускулатуру.

63. Отключение от способности познавать и от познающего и сохранение ума в бездеятельном спо­койном состоянии называется способом освобождения ума от всякой мыслительной деятельности и усилий, и этот способ отключения можно уподобить разрыву соломенного жгута.

[СТЕПЕНЬ, УПОДОБЛЯЕМАЯ ВОСПРИЯТИЮ РЕБЕНКА]

64. Третья ступень называется "состояние ума ребен­ка, рассматривающего фрески в храме [и целиком поглощенного этим занятием]".

65. Чтобы удержать в каналах жизненные токи, привязывают ум к познавательной способности и поз­нающему (1), как слона к столбу.

(1) Выше говорилось, что ум имеет свойство упрямого верблюда. Теперь его сравнивают с неповоротливым и неуклюжим слоном. В теле присутствует жизненная сила (санскр. прана), которая под­разделяется на десять жизненных токов (санскр. ваю). "Ваю" про­исходит от корня "ва" -- дышать или дуть, означая движущую силу праны. Эти ваю, состоящие из отрицательной праны, управляют жизненными процессами организма, и поэтому каждый из них имеет свое местонахождение и ведает определенными функциями. Нормальное здоровье, необходимое для йога, зависит от сохранения каждого жизненного тока в нормальном состоянии, иначе говоря в канале, который он должен занимать (см. "Тибетскую книгу мертвых", с. 346).

66. В результате этой практики возникают формы, подобные сотканным из дыма, или эфирные, и йог испытывает блаженство экстаза, находясь на грани обморока (2).

(2) Это является следствием того, что жизненные токи проникают в срединный нерв (санскр. сушумна-нади), который является главным каналом для психических сил, перемещающихся с помощью их носителей -- ваю. Кроме этого психофизического фактора, параллель­но действует духовный фактор, а именно первые слабые проблески познания ума, не затрагиваемого мыслительными процессами. На Западе это экстатическое состояние называется "озарение". Это пер­вый плод достигнутого совершенства в медитации. В этом состоя­нии ум йога охватывает глубочайший покой, который возникает при непосредственном ощущении единства с Природой и Ее Ис­точником. Человеческая природа йога, достигшего Истинного Сос­тояния, уступает место божественной. Теперь перед ним стоит задача входить в это состояние по желанию и оставаться в нем все более продолжительное время. Его последняя цель -- войти в это состояние навсегда в момент смерти или избрать Высший Путь Бодхисаттвы и отказаться от этой Свободы, чтобы помогать другим достичь Ос­вобождения.

67. Видения, возникающие в этом бездеятельном состоянии тела и ума, когда кажется, что паришь в воздухе, нужно воспринимать с безразличием - без симпатии и антипатии, то есть не привязываться к ним и не отвращаться от них. Поэто­му, когда нет ни привязанности, ни отвращения к любому возникающему видению, такое восприятие называется "состояние ума ребенка, рассматривающего [фрески] в храме [и целиком поглощенного этим занятием]" (1).

(1) Ребенок, взглянув сначала на одну фреску, затем на другую, не испытывает влечения пи к одной из них, но в то же время его вни­мание целиком сосредоточено на разглядывании фресок, так как ему неизвестно, что он увидит еще. И такую, основанную на ожидании, но без привязанности умственную сосредоточенность должен сохранять йог на этой ступени тренировки ума.

68. Четвертая ступень есть сохранение ума в таком состоянии безразличия, с которым принимает слон уколы от шипов (2).

(2) На этой ступени "Познающий" должен быть полностью безразличным к таким раздражителям, как непрерывно сменяющие друг дру­га мысли, подобно тому как слон благодаря своей толстой коже нечувствителен к уколам шипов.

69. Когда в спокойном состоянии ума возникают мысли, они осознаются одновременно с их возникно­вением. Когда "Предотвращающий" [то есть созна­ние, приученное с помощью йоги к неусыпной бди­тельности, о которой говорилось выше, с целью кон­троля за мыслями] и то, что нужно предотвратить [то есть процесс образования мыслей] встречаются друг с другом, возникающая мысль лишается способности дать ход новой мысли (3).

(3) Когда достигается спокойствие ума, одновременно с появлением мысли возникает апперцепция, или ее улавливание, которое тогда происходит бессознательно или автоматически, подобно тому как бьется сердце. В результате развитие мысли прекращается, и она утра­чивает способность трансмутироваться в новую мысль.

70. Так как "Предотвращающий" является сам, и его искать не нужно, это состояние называется "состояние, в котором непрерывный поток сознания действует ав­томатически".

71. Способность сохранять ум в таком состоянии, в котором мыслям не создастся препятствий и на них не реагируют, когда их замечают, сравнивают с безразличием слона, не чувствительного к уколам шипов, и отсюда ее так называют (1).

(1) Эта йогическая способность может быть классифицирована как наивысшая форма безразличия к физическим и психическим реакциям на действие раздражителей. Это одна из черных ступеней, на кото­рых нейтрализуются иллюзии сансары, и этот путь приводит к Истинному Состоянию. Однако это не конечная цель Конечная цель состоит в том, чтобы осознать, что сансара (то есть сотворенный мир) и нирвана (то есть мир несотворенный) представляют собой нераздель­ное единство, постигаемое на заключительном этапе анализа Умом, озаренным Светом Бодхи. Иными слонами, состояние, в котором воз­никают мысли, и состояние, в котором мысли не возникаю, являются двумя противоположностями, которые при овладении йогой Великого Символа будут восприниматься не как двойственность, а как единство.

[ВЫСШЕЕ СОСТОЯНИЕ ПОКОЯ]

72. Это [состояние] называется высшим состоянием покоя и сравнивается с океаном, на поверхности кото­рого нет волн.

73. Хотя в таком успокоенном состоянии движение мыслей, их возникновение и исчезновение регистри­руется умом, оно называется "состояние, в котором ис­чезает грань между движением и покоем", потому что ум достиг успокоения и безразличен к движению (2).

74. Таким образом достигается сосредоточенность ума на одном.

75. То, чем познается "Движущееся" и "Неподвиж­ное" [то есть движение и покой в нераздельном единстве], именуется, если Оно правильно понято, "Всеразличающая Мудрость, или Надмирный Разум" (3).

Ум человека неотделим от Единого Ума. Цель йоги -- осуществить это соединение человеческого и божественного аспектов ума. Это произойдет, только когда ум освободится от иллюзий сансарического существования и познает себя. Всеразличающая Мудрость есть Мудрость Бодхического (Надмирного) Сознания (или Разума) в сос­тоянии нирваны, наделяющая способностью познавать каждую вещь в отдельности и все вещи в их единстве.

76. Как гласит "Изящная сутра" (1):


Похожая информация.


У каждого из нас практически каждый день возникают какие-то полезные идеи. Но человеческий ум настолько подвижен, что они почти сразу замещаются новыми мыслями и безвозвратно забываются.

Есть и другой случай, когда идея хороша, но несвоевременна. И в этом случае она чаще всего также будет благополучно забыта.

Но можно изменить ситуацию и принять решение больше не упускать ни одной идеи, даже если она на первый взгляд кажется несвоевременной, неосуществимой или просто странной. В конце концов, до конца никогда нельзя точно сказать, какое начинание будет успешным, а какое не очень. Идеи затем и приходят к нам, чтобы мы могли ими воспользоваться и изменить нашу жизнь.

Какие основные причины того, что мы упускаем идеи? По крайней мере, они могут быть следующие:

1. Не записали идею

Обстоятельства жизни могут быть динамичны и постоянно меняться. Например, очень часто идеи приходят во время езды на автомобиле, когда мозг практически свободен. К каким-то мыслям может подтолкнуть музыка по радио или что-то увиденное по пути. Но записывать в машине неудобно, а по прибытии в пункт назначения есть большая вероятность полностью или частично забыть идею. Смена обстановки способствует забыванию.

Но несложно купить блокнот, ручку и поместить все это в автомобиле. И теперь, если в пути зарождается интересная идея, всегда можно записать ее на ходу или сделав остановку.

2. Не понятна ценность идеи, которая пришла в голову

Это еще одна серьезная причина, из-за которой мы упускаем хорошие идеи. Совсем бесполезных идей нет, есть только те, польза от которых нам пока еще не понятна, и нужно только придумать, как правильно применить их.

Такие идеи тоже надо фиксировать. Когда-нибудь они приобретут ценность, самостоятельную, или вкупе с какой-то другой идеей.

3. Отказались от идеи, потому что она показалась глупой

Даже если идея показалась вам совершенно бесполезной и глупой, все равно ее стоит зафиксировать. Через какое-то время, возможно, она окажется более полезной для вас. Так, можно, например, раз в месяц просматривать все записанные ранее идеи, и наверняка среди них найдутся полезные и необходимые именно в данный момент.

Записывайте ваши идеи

Опыт показывает, что самые лучшие приходят внезапно, в самых неожиданных местах и ситуациях, когда они даже не имеют отношения к тому, чем вы в тот момент занимаетесь. Это совершенно нормально. Просто запишите идею, а проанализировать и использовать ее можно будет и потом.

Приучите себя фиксировать перспективные мысли.

Ваше подсознание постоянно работает над теми задачами, которые вы ставите перед собой. Но форма и время его ответов на вопросы могут быть неожиданными и непонятными на первый взгляд.

Ведение таких записей многократно увеличит ваши шансы на успех. Кроме того, перед вами всегда будут записи с множеством идей и перспектив, а это источник оптимизма и мотивации.

Конечно, не все идеи являются хорошими, и далеко не все они могут быть реализованы. Но вспомните известных изобретателей. Каждому из них приходилось придумывать сотни невостребованных на тот момент вещей прежде, чем они создавали что-то полезное. Они изобретали материалы, которые в свое время не были нужны никому, и даже им самим. Их ценность становилась понятно по прошествии времени.

Кроме того, ведение записей позволит вам стать более организованным человеком. Вам придется регулярно заниматься анализом записанных идей, и планированием их реализации.

«Оттащите свои мысли от проблем… за уши, за пятки или при помощи любого другого возможного способа» . – Марк Твен

По словам одного старого индейца чероки, в нашем сознании прямо сейчас происходит страшная битва. Внутри нас сражаются два волка. Первый является плохим: он полон гнева, зависти, обиды, жадности, печали, осуждения, ущербности, критики и сомнений. Второй является хорошим: он полон радости, благодарности, любви, доброты, сочувствия, понимания, уверенности, сострадания и ясности. Эта борьба идёт внутри вас прямо сейчас, даже если вы этого не замечаете.

«Какой волк победит?» – спросите вы, как это сделал внук индейца. «Волк, которого ты кормишь», – ответил мудрый дедушка. Ваши мысли – это два волка. Когда вы кормите плохого волка, ваш разум теряет ясность. Вы не сможете избавиться от плохого волка. Он живёт внутри вас не просто так. Личностный рост связан с полным принятием себя, а не попытками скрыть собственные недостатки. Приручение плохого волка (а не его убийство) – вот что поможет вам нейтрализовать собственные мысли, чтобы они не причиняли вам боль и страдания.

Позвольте мыслям просто быть, не цепляйтесь за них

«Мир, который мы имеем, был создан в процессе нашего мышления. Он не может быть изменён без изменения нашего сознания». – Альберт Эйнштейн

Ваши мысли могут съесть вас заживо.

Иметь эмоции и мысли – это нормально. Проблема заключается в том, что вы позволяете им завладеть вашим поведением. Если вы отождествляете себя со своими чувствами и мыслями, вы теряете перспективу.

В мышлении нет ничего плохого. Оно помогает нам понимать вопросы и принимать решения. Проблемы возникают тогда, когда берёт верх ваш осуждающий волк, и вы оказываетесь в плену своих мыслей.

Слишком большое количество мыслей отвлекает вас, уводит от сути. Ваши внутренние волки могут затуманить ваш разум. А потом они начнут поедать вас живьём. Кусок за куском.

Причиной аварий, которые носят характер «цепной реакции», являются вовсе не водители-любители. Туман влияет на наше восприятие, и это провоцирует столкновения. Туман существенно понижает контраст, из-за чего объекты кажутся более размытыми и едва различимыми.

Ваши мысли обладают тем же эффектом, что и туман.

«Эффект Мандельбаума», склонность глаз фокусироваться на объектах вблизи в условиях плохой видимости, затуманивает наше зрение. Мы перестаём замечать всё остальное. Ваши внутренние волки также затуманивают ваше видение. Если вы позволите беспокойству, страху и стрессу завладеть вашими мыслями, это может привести к затуманиванию головы.

Вождение в тумане является рискованным. Именно поэтому будет разумно с вашей стороны замедлить своё транспортное средство. Когда туман рассеивается, видимость снова становится нормальной. Реальность не изменилась, пока было туманно. Туман всего лишь повлиял на ваше видение.

Не поддавайтесь своим мыслям. Ваши внутренние волки появляются и исчезают, как и туман.

Наука, стоящая за нашими мыслями. «Я думаю, и думаю, и думаю, мои мысли миллион раз уводили меня прочь от радости, но ни разу к ней не приблизили». – Джонатан Сафран Фоер

Наше состояние ума похоже на дикого волка. Как поясняет Чогьям Трунгпа, автор книги «Здравомыслие», наш разум «содержит воспоминания о прошлом, мечты о будущем и переменчивость настоящего. Мы считаем это проблематичной ситуацией». Вам нужно приручить своего дикого волка. Умение дистанцироваться от мыслей не даст волкам съесть вас заживо.

«Диффузия» – термин, придуманный Терапией принятия и ответственности (англ. Acceptance and Commitment Therapy) для описания способности отделять себя от собственных мыслей. И наоборот, «фузия» означает погружение в мысли и предоставление им права управлять нашим поведением.

В своей книге «Терапия принятия и ответственности простыми словами» Расс Харрис пишет, что «диффузия» – это:

Смотреть на мысли, а не сквозь них; замечать мысли, но не поддаваться им;
позволять мыслям приходить и уходить, не цепляясь за них.

Мысли не контролируют наши действия, если только мы не позволяем им это делать. Помните, что нельзя перекармливать вашего плохого волка. Ни ваши мысли, ни ваши эмоции не способны определять то, как вы себя ведёте. Не отождествляйте себя с тем, от чего вы страдаете.

Мы не можем убежать от собственных мыслей (или эмоций), однако мы способны решать, что делать, несмотря на них. Приручите своих внутренних волков, вместо того чтобы убивать их.

Харрис предлагает выполнить следующее упражнение, чтобы проверить это лично. Повторяйте про себя: «Я не могу поднять свою руку». Говорите это снова и снова. Поднимите свою руку, продолжая повторять: «Я не могу поднять свою руку». Итак, вы подняли свою руку, несмотря на собственные мысли, верно? Но вы, скорее всего, сомневались.

Вы привыкли верить тому, что твердит вам ваш разум, поэтому вас очень легко ввести в заблуждение. Осознание силы ваших мыслей – это первый шаг к освобождению от их влияния.

Как «обезвредить» свои мысли – упражнения. «Жизнь – это комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует». – Джин Рейсин

Вы не можете контролировать моменты нападения своих волков, но вы можете избежать участи быть съеденными заживо. Когда вы реагируете на то, что возникает в вашей голове, вы позволяете мыслям оторвать вас от настоящего момента и включить режим «жизнь на автопилоте».

Осознанность – это противоположность жизни на автопилоте.
Как пишет Джон Кабат-Цинн, автор книги «Избавление от стресса при помощи осознанности»: «Осознанность означает уделять внимание чему-либо определённым образом; нарочно, в настоящий момент и без осуждения». Это практика оценки степени, в которой мы отождествляем себя с нашими идеями и убеждениями, создавая пространство для:

Осознанности, не мышления;
открытости и любопытства, не осуждения;
гибкости внимания.

Осознанность не является методом отвлечения; она не предназначена для того, чтобы вы избегали своих мыслей. Если возникают отрицательные чувства, замечайте их и двигайтесь дальше.

Попробуйте следующие простые методы, которые помогут вам уменьшить влияние ваших мыслей. Отметьте для себя те, которые в вашем случае работают лучше всего, настройте их под себя и пользуйтесь ими. Цель состоит не в том, чтобы заглушить ваши мысли – или волков, а в том, чтобы не дать им затуманить ваше видение.

1. Обозначьте свои мысли:

Практика медитации направлена не на то, чтобы устранить мысли, а на то, чтобы открыться им. Когда вы прекращаете бороться с плохим волком, вы обретаете контроль. Когда появляется мысль, которая хочет отвлечь вас, просто обозначьте её. Скажите себе «мысль» или «волк». Вы можете применять данное упражнение не только тогда, когда вы медитируете.

2. Объективируйте собственные мысли:

Превращая свои мысли в объект – в данном случае это волки – вы можете нейтрализовать их влияние. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох. Представьте, что ваши мысли – это волки. Какого они цвета? Насколько они большие? Какие звуки они производят? Насколько они близко к вам? Начните играть со своими мыслями, меняя размер, цвет, звук и форму
волков.

Данная визуализация помогает мне, когда я чувствую, что меня увлекли несколько мыслей одновременно.

3. Относитесь к своему разуму как к волку:

Представьте, что ваш разум – это говорящий волк. «Опять ты заговорил, мой разум». «Волк, ты уже говорил это раньше». «Мой внутренний волк всегда реагирует и беспокоится». Цель данного упражнения – слушать голос разума, словно он исходит от животного, а не от вас. Когда говорит кто-то другой, это кажется менее личным.

4. Ставьте под сомнение то, что говорит ваш разум:

Реагируйте со скептицизмом, не верьте всему, что говорит ваш разум. «Я на это не куплюсь». «Правда, как так?» «Кто это сказал?» Когда вы подвергаете сомнению собственные мысли, вы перестаёте принимать их за чистую монету.

5. Превратите свои эмоции в существительное:

Вспомните, когда вы в последний раз жалели о том, что с вами произошло. Поделитесь этими моментами с близким человеком, используя прилагательные: «Я проиграл два последних теннисных матча, я неудачник».

Каждый раз, когда вы делитесь чем-то, другой человек должен переосмыслить это, превратив прилагательные в существительные. Цель состоит в том, чтобы сделать историю позитивной: «Нет, ты не являешься неудачником, ты всего лишь проиграл два матча к ряду».

6. Классифицируйте собственные мысли:

Не все волчьи атаки равны. Бросание вызова именно тому, что вы испытываете в данный момент, обеспечивает ясность. Кроме того, определение типа мышления поможет обрести глубокое понимание и осознанность. Всякий раз, когда вы чувствуете угрозу со стороны своих волков, выразите свои мысли вслух, используя один из следующих форматов:

Я думаю…
Я чувствую…
Я верю…
Я помню…
Я освобождаю…
У меня физический симптом…

7. Веселитесь:

Юмор решает все проблемы, в особенности те, которые вызваны нашим образом мышления. Когда вы перестанете всерьёз воспринимать своих внутренних волков – и себя, вы сможете расслабиться и перестать реагировать. Вот несколько способов, призванных помочь вам прояснить свои туманные мысли, используя юмористический подход:

Поиграйте с собственным голосом: экспериментируйте с разными тонами. Представьте себя мультяшным персонажем, ребёнком, комиком, волком и так далее.
Относитесь к своим мыслям как к волку: «Мой плохой волк пытается отвлечь моё внимание…» или «Прости, мой плохой волк, но у меня закончилась для тебя еда».
Станьте вертолётом: представьте, как вы отрываетесь от земли и поднимаетесь всё выше и выше, отдаляясь от собственных мыслей.
Смените линзы: представьте, что вы носите очки с мутными линзами. Что произойдёт, когда вы наденете новые очки с прозрачными линзами?
Создайте песню: превратите свои мысли в слова, пропойте их вслух.

А как вы справляетесь со своими внутренними волками? Как вы приручаете собственные мысли?

Невозможно прожить всю жизнь счастливо. Хоть иногда с нами будут проходить печальные события, которые будут порождать негативные мысли. И это нормально. Но если плохие помыслы начинают преследовать вас целыми днями, то пора бить тревогу. В противном случаи можно легко впасть в депрессию. Но как прогнать плохие мысли? И почему они вообще возникают.

Источники негативных мыслей

Негативные мысли могут возникать даже у тех людей, у которых в жизни все отлично. Человек живет тихо и спокойно, а вдруг лезут плохие раздумья. Они крутятся в голове и уже спустя некоторое время отнимают все внимание. Но откуда они взялись? Дурные мысли могут приходить по следующим причинам:

  1. Человеческая противоречивость. Каждый человек принимает в своей жизни решения. Есть решения неважные – что поесть на обед, как одеться на девичник к лучшей подруге. А есть решения, которые значительно меняют течение жизни. Идет речь о смене работы, переезде, браке, рождение детей. И до того, как решиться на важный шаг, человек начинает взвешивать все преимущества и недостатки в голове. С одной стороны он может хотеть принять положительное решение, а с другой стороны боится, что такое решение повлечет проблемы. И вот подобные раздумья притягивают сомнения, которые не дают покоя ни днем, ни ночью.
  2. Чувство вины. Никто из людей не может всегда принимать правильные решения. Иногда люди ошибаются. Но одни берут урок из ошибки, а потом идут дальше. А другие накручивают себя, думают, как можно было бы еще поступить в той ситуации. Проще говоря, человек живет прошлым. Он может понимать в голове, что исправить что-либо невозможно, но распрощаться с навязчивыми мыслями о той ситуации не в состоянии. Чувство вины не только рушит нервное состояние, но также является хорошим инструментом для манипуляторов.
  3. Беспомощность. Некоторые проблемы нужно принять и научиться жить с ними. Но проще сказать, чем сделать. Даже у самого сильного духом человека опускаются руки, он чувствует себя как заложник в плену высокой башни. Его сознание наполняет страх перед неизвестным будущим.

Какой бы не была причина возникновения навязчивых помыслов, их нужно гнать прочь. В противном случае можно упасть в депрессию. А как отвлечься от плохих мыслей?

Чем опасны плохие мысли?

Многие не понимают, чем опасны дурные мысли. Они рассуждают так: «Какая разница, о чем я думаю? Главное, что это не изменило моей привычной жизни». И действительно, на первых порах с человеком ничего глобально плохого происходить не будет. Но вскоре он впадет в депрессию, а если самокопание продолжается, то начинается невроз. А там и в больницу для душевнобольных попасть нетрудно. Но, кроме разрушительного влияния на психику, дурные мысли:

  1. Не дают действовать правильно. Когда человек погружает себя в негатив, его мозг не в состоянии правильно воспринимать те события, которые происходят вокруг. Человеку трудно сконцентрироваться на выполнении даже несложных задач. Как результат, начинается депрессия.
  2. Провоцируют болезни. Большинство «клиентов» психиатрических больниц – это личности, страдающие психологическими синдромами. А ведь все их проблемы начались из того, что они накручивали себя и не желали изменить что-либо в подсознании.
  3. Материализуются. Много известно случаев, когда мысли человека материализовались в жизнь. Например, мечтал человек о красивом доме и спустя некоторое время такой дом появлялся в него. А ведь он может запрограммировать себя и на плохое событие. Вот боится человек заболеть страшной болезнью и через определенный период такое заболевание в него и диагностируют.

Дурные мысли зачастую становятся очень навязчивыми. И чтобы спасти себя от них, приходится обращаться за помощью к психологам, чтобы избавиться от нервных синдромов. Но даже они не помогут, если больной не в состоянии понять, почему нехорошие мысли возникают. Тогда как отвлечься от плохих мыслей? И как самостоятельно определить человека с нехорошими раздумьями?

Как выглядит человек с навязчивыми мыслями?

Людей, страдающих навязчивыми мыслями, легко узнать среди толпы. И в этом поможет анализ поведения таких лиц:

  1. они панически боятся заразиться какой-нибудь болезнью. Навязчивые мысли о заболевании лезут к ним в голову и заставляют выполнять постоянно разные гигиенические процедуры. Их страх толкает на ежедневные генеральные уборки и дезинфекции с применением сильных химикатов;
  2. они все время находятся в эмоциональном напряжении, поскольку опасаются внезапной опасности. Их мысли заняты тем, выключен ли утюг, перекрыт ли кран в ванной, закрыта ли дверь на ключ;
  3. им свойственно думать, что все можно сделать идеально. При этом они постоянно стараются соблюдать заповеди Божьи, забывая о греховной сущности человека. А самый малейший беспорядок в комнате провоцирует депрессию;
  4. они слишком погружены в прошлое. Хранят детские рисунки, игрушки, дневники со школы, старую одежду и другие ненужные вещи. А если эти «драгоценные» вещи выбросит кто-то другой, то начинается ужасная депрессия;
  5. в экстренной ситуации они всегда думают о плохом. Если кто-то из родных находится вне зоны доступа, то такой человек забывает о возможной разрядке телефона, а начинает обзванивать морги и больницы, накручивая себя.

Такие симптомы усложняют жизнь не только больного, но и людей, окружающих его. Для облегчения жизни нужно начать бороться с навязчивыми помыслами.

Чтобы справиться с болезнью, нужно лечить не симптомы, а искать первопричину заболевания. Это же можно сказать о навязчивых раздумьях. Посидите в тихой обстановке и подумаете, что спровоцировало появление таких мыслей. Кроме того, психологи советуют использовать следующие методы, чтобы бороться с дурными мыслями:

  1. Избегайте негативных эмоций. Для этого прекратите смотреть новостные передачи, начните игнорировать все плохое, что говорят по радио в автобусе или о чем шепчутся коллеги в кабинете. Найдите занятие, которое будет приятным для вашей души – пойдите на рыбалку, разводите цветы, читайте интересные книги. Общайтесь с жизнерадостными людьми, а лучше детьми. Дети сильнее взрослых умеют радоваться хорошим событиям.
  2. Поиск положительных моментов в негативных ситуациях. На листе бумаги в столбец запишите все события, которые заставляют думать о плохом. А напротив напишите приятные эмоции, что ощущали в тех ситуациях. Такое упражнение может освободиться от дурных мыслей и видеть хорошее.
  3. Перечислить страхи на листе и спалить его. Сжигания листа, где перечислены страхи, поможет выбросить все негативные мысли из головы. При сжигании представляйте, как ваша тревога и напряжения исчезают в огне. Для закрепления эффекта такую процедуру стоит делать несколько раз. Свои боязни можно и напечатать на компьютере, а ритуал сжигания заменить обычным удалением файла в корзину.
  4. Повышайте свою уверенность. Вам необходимо понять, что за свою жизнь отвечаете только вы. Ставьте небольшие цели и делайте все для их достижения. А когда достигните ее, похвалите себя за это. В таком случае страхи быстро исчезнут.
  5. Включите собственное воображение. Когда вас посещают негативные мысли и страхи, представляйте картинку пейзажа или другое красивое место. Рассматривайте это место подробно. Этот вариант помогает убрать из головы нехорошие мысли самостоятельно.
  6. Употребляйте продукты-антидепрессанты. Чтобы выбросить плохие мысли, необязательно принимать лекарства. Употребляйте натуральные продукты, повышающие настроение. К таким продуктам относят шоколад, бананы, изюм, сельдерей и морскую рыбу.

Еще одним важным методом в лечении плохого мышления является медитация.

Чем полезна медитация в борьбе с нехорошими мыслями?

Медитация признана психологами самым действующим способом для очистки плохих мыслей. Как правило, ее используют для концентрации внимания или ухода в подсознание. Для человека в депрессии медитация дает возможность позабыть о нехороших мыслях, которые так лезут в голову. Начинать медитацию стоит только после подробного изучения данного метода. На первых порах ее необходимо проводить тогда, когда вы предварительно настроились на положительные эмоции.

Очень часто, чтобы выкинуть навязчивые мысли из головы человек использует ложные методы в решении этой проблемы. Он может думать, что медитация и другие методы для лечения нехороших мыслей, являются неэффективными.

Что не избавит от нехороших мыслей?

Плохими помощниками в лечении навязчивого мышления являются:

  1. Жалость к себе или излишняя строгость. После череды неприятностей человек начинает слишком жалеть себя, считает свою персону нелюбимцем судьбы. Все это еще больше вызывает страхи. А иногда человек подсознательно не расставаться с плохими установками. Вот представьте, что у вас лишний вес. С одной стороны вы каждый вечер рыдаете в подушку и думаете, почему вам не досталась фигура топ-модели, а с другой стороны вам так нравится, когда другие жалеют вас, утешают, убеждают часами, что вес человека не главное. После таких утешений вы получаете законное право пойти и заесть свою тревогу пирожными и другими вкусняшками. Правда нервное напряжение от этого не исчезает. Проблема останется с человеком до того времени, пока его подсознание не перестанет ограждаться от ее решения.
  2. Выдумывать плохие последствия. Чтобы выбросить негативные мысли быстрее, не следует воображать ужасные последствия собственных ошибок. Представьте, что у вас запланирована поездка в Италию на время отпуска. Вы бегаете и собираете документы на визу в свободное от работы время. И вроде в сроки укладываетесь, но тревога, что свой отпуск проведете не в стране мечты, а на даче не перестает мучить. Избавиться от нервного напряжения в такой ситуации поможет проговаривания следующего текста: «Я сижу в удобном кресле. В моей жизни все хорошо. Свой отпуск я проведу в Италии, а все плохие помыслы являются всего лишь моими фантазии». После такого упражнения ваш ум напомнят позитивные эмоции.

Каждый раз, когда к вам в гости приходит плохая мысль, занимайте себя работой. Труд – это самый лучший способ лечения негативного мышления и длинной депрессии.