Бисероплетение – интересное и увлекательное творческое занятие. История возникновения бисера Исторические сведения о бисероплетении

Бисер всегда привлекал внимание людей, наверное с тех пор, как появилось стекло. А когда оно появилось? Достоверных фактов нет, где впервые было оно получено. Одни соглашаются с легендой, что первооткрывателями стекла стали финикийские купцы. Согласно легенде - однажды купцы высадились на берег где-то в Сирии.

И когда разожгли костёр, чтобы приготовить себе пищу, взяли большие камни из груза корабля - они хотели использовать их для подставки горшков. Так или иначе, но куски селитры, чем оказались эти камни, соединились с песком и под действием высокой температуры расплавились. Потекла струйка жидкого стекла. А может было всё иначе? Может родиной стекла был Древний Египет? Именно там в гробницах нашли первые стеклянные бусы. Они были разноцветные. Уже тогда египтяне научились делать стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета, добавляя кобальт, медь или марганец. Любили эти украшения и мужчины, и женщины.



Сумочки из бисера

Название - бисер происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», т.е. фальшивый жемчуг. Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. После завоевания Византии турками много стекольных дел мастеров переселилась в Венецию. Здесь производство обосновалось на долгие годы. Венеция стала главным центром и поставщиком бисера в Европе. Производство стекла было перенесено на остров Мурано не только с целью, избежать пожаров, но и для сохранения тайны изготовления стекла - Муранского стекла. Мастерам-стекольщикам под страхом смертной казни запрещалось выезжать за границу. Весь мир украшала Венеция своим бисером - сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера. В ХVIII веке появились конкуренты - Богемия (Северная Чехия). У них была своя технология изготовления стекла. Бисерное украшение одежды было настолько популярным, что становилось знаком богатства. На языке бисероплетения можно было узнать многое о владельце - из какой местности, какого рода, знатен ли, женат ли. Но особенно в ХIХ веке во Франции появились изысканные туалеты - в отделке были и бисер, и стеклярус.



Браслеты из бисера.

История происхождения бисера в России

А что же у нас в России? Издавна стеклянные бусы были известны и здесь. В скифо - сарматскую эпоху уже бусы использовали в качестве украшения. Но здесь более ценился жемчуг, серебро и различные металлические украшения. Интерес к бисеру появился в ХVII веке. В 1676 году в Москву прибыли первые венецианские мастера-стекольщики, но построенное дело просуществовало 30 лет. А в 1724 году ещё раз в России предприняли попытку создать стекольное дело, и в частности, бисерное, но опять ненадолго. Интерес русских модниц постепенно приобретал обороты. И наконец, в 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики. Особые старания приложил М.В. Ломоносов, хотя ещё долгое время бисер продолжали ввозить из Европы. В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи. По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты…». Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки. Вплоть до 20-х годов ХХ - го века бисерное украшение радовало и очаровывало. Модницы особенно любили платья с бисерной бахромой, которая создавала эффект мерцания во время джазовых танцев. Всё прекратилось мгновенно - Вторая мировая война…



Но в конце ХХ-го века снова наступило время возрождения бисероплетения. Талантливые мастера бережно сохраняли своё искусство. И сейчас этот вид рукоделия снова радует нас своей неповторимостью, изяществом. Сейчас снова изделия из бисера востребованы. Бисер придаст очарование и яркость вашей одежде. Изделия из бисера блистают на подиумах, в бутиках, бисером украшают бижутерию и одежду, кошельки, сумочки, воротнички, пояса и другие аксессуары. Многие дизайнеры используют красоту бисера во всём разнообразии его блеска и цвета. Вы можете самостоятельно сделать множество красивых вещей, всё зависит от опыта, умения, желания и терпения. Именно терпения, потому что любое женское рукоделие требует терпения.
Изящество, блеск и яркость бисера не могут вас оставить равнодушной.








Бисер всегда привлекал внимание людей, наверное, с тех пор, как появилось стекло. А когда оно появилось? Достоверных фактов нет, где впервые было оно получено. Одни соглашаются с легендой, что первооткрывателями стекла были финикийские купцы. Согласно легенде – однажды купцы высадились на берег где-то в Сирии. И когда разожгли костёр, чтобы приготовить себе пищу, взяли большие камни из груза корабля – они хотели использовать их для подставки горшков. Так или иначе, но куски селитры, чем оказались эти камни, соединились с песком и под действием высокой температуры расплавились. Потекла струйка жидкого стекла…

А может было всё иначе? Может родиной стекла был Древний Египет? Именно там, в гробницах нашли первые стеклянные бусы. Они были разноцветные. Уже тогда египтяне научились делать стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета, добавляя кобальт, медь или марганец. Любили эти украшения и мужчины, и женщины.

Название – «бисер» – происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», то есть «фальшивый жемчуг». Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. После завоевания Византии турками много стекольных дел мастеров переселилась в Венецию. Здесь производство обосновалось на долгие годы. Венеция стала главным центром и поставщиком бисера в Европе.

Производство стекла было перенесено на остров Мурано не только с целью, избежать пожаров, но и для сохранения тайны изготовления стекла – Муранского стекла. Мастерам-стекольщикам под страхом смертной казни запрещалось выезжать за границу. Весь мир украшала Венеция своим бисером – сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера. В ХVIII веке появились конкуренты – Богемия (Северная Чехия). У них была своя технология изготовления стекла.

Бисерное украшение одежды было настолько популярным, что становилось знаком богатства. На языке бисероплетения можно было узнать многое о владельце – из какой местности, какого рода, знатен ли, женат ли. А в ХIХ веке во Франции появились изысканные туалеты – в отделке были и бисер, и стеклярус.

А что же у нас в России? Издавна стеклянные бусы были известны и здесь. В скифо-сарматскую эпоху бусы уже использовали в качестве украшения. Но здесь более ценился , серебро и различные металлические украшения.

Интерес к бисеру появился в ХVII веке. В 1676 году в Москву прибыли первые венецианские мастера-стекольщики, но построенное дело просуществовало 30 лет.

А в 1724 году ещё раз в России предприняли попытку создать стекольное дело, и в частности, бисерное, но опять ненадолго. Интерес русских модниц постепенно приобретал обороты. И наконец, в 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики.

Особые старания приложил М.В. Ломоносов, хотя ещё долгое время бисер продолжали ввозить из Европы. В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи.

По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты…». Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки. Вплоть до 20-х годов ХХ–го века бисерное украшение радовало и очаровывало. Модницы особенно любили платья с бисерной бахромой, которая создавала эффект мерцания во время джазовых танцев. Всё прекратилось мгновенно – началась Вторая мировая война…

Но в конце ХХ-го века снова наступило время возрождения бисероплетения. Талантливые мастера бережно сохраняли своё искусство. И сейчас этот вид рукоделия снова радует нас своей неповторимостью, изяществом. Сейчас снова изделия из бисера востребованы. Бисер придаст очарование и яркость вашей одежде.

Изделия из бисера блистают на подиумах, в бутиках, бисером украшают бижутерию и одежду, кошельки, сумочки, воротнички, пояса и другие аксессуары. Многие дизайнеры используют красоту бисера во всём разнообразии его блеска и цвета.

Вы можете самостоятельно сделать множество красивых вещей, всё зависит от опыта, умения, желания. И, главное, – терпения. Ведь именно его требует любое женское рукоделие.

Изящество, блеск и яркость бисера не могут вас оставить равнодушной!

Бисероплетение - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связано с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер.

Бисер - это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты и прочие украшения.

Личный опыт

С самого детства я любила заниматься рукоделием. Вязала крючком наряды своим куклам, вышивала крестиком целые картины. А вот бисероплетением увлеклась совсем недавно благодаря сестре и племяннице Лере.

Все началось с того, что моей любимой племяшке нужно было сделать подделку на школьный конкурс. Мы ответственно подошли к этому заданию и в результате творение Лерочки и ее мамы, прекрасное деревце из бисера, отправили на районный конкурс.

Мы втроем стали активно плести из бисера, и теперь ни один школьный конкурс не проходит без подделок сделанных моими родными. Например, ко дню всех влюбленных порадовали всех деревом в виде сердца.

Я тоже очень увлеклась этим видом творчества. В моей коллекции пока не очень много работ, но надеюсь, скоро я это исправлю. Одни из последних мох творений - это дерево любви и роза. Сейчас я активно осваиваю новые техники плетения, заканчиваю плести огромное дерево - плакучую иву.

История бисероплетения

История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство создания украшений появилось практически в то же время, как появились люди. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. Бусины были актуальны еще во времена первых цивилизаций и использовались нашими предками в качестве украшений, а также для того чтобы уберечь себя от злых духов. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками.

В качестве украшений использовались такие природные материалы, как семена, стручки, орехи, ракушки, когти и кости различных животных. Считалось, что ношение костей животных либо защищало носящего от нападения этого животного, либо придавало человеку дух животного, делая его мужественным и сильным. Некоторые наши предки делали бусины из глины, окрашивали их и обжигали. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. Бисер употреблялся при создании украшений, талисманов, служил разменной монетой и был символом богатства и власти.

Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно это было распространено среди коренных жителей Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшали всё: налобные повязки, ритуальные пояса, колыбельные для детей, табакерки. В Северной Америке встречаются бусины, сделанные из перьев и раковин. Бусины для своих украшений индейцы изготавливали из различных материалов – в ход шли кораллы, серебро, бирюза и т.д. Майя и ольмеки использовали нефрит. Также исследователями были найдены бусины из горного хрусталя и золота. В Древнем Египте в качестве материала использовали кристаллы.

Родиной бисера считается Древний Египет. Появление бисера неразрывно связано с появлением технологии изготовления стекла. Древние египтяне около 3000 лет тому назад научились делать стекло, а вскоре появились и крупные бусины из непрозрачного стекла. Стеклянные бусины украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Вначале бисер использовался в основном для вышивки или простого нанизывания, но впоследствии стали развиваться новые варианты его применения. После изобретения сетчатого низания стали изготавливать и самостоятельные изделия из бисера. Вскоре появились узоры и схемы, бисероплетение начало развиваться и набирать обороты. Египтяне сочетали бисер с драгоценными и полудрагоценными камнями, драгоценными металлами и пр. Бисер быстро оказался излюбленным материалом для изготовления украшений, какие стали продаваться и экспортироваться в разные страны.

Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. Постепенно бисероплетение - узоры и оригинальные изделия, стало охватывать весь мир. В Китае было изобретено счетное устройство, на котором бусины скользят по проволочкам, помещенным в деревянную рамку. Так были созданы счеты. Римляне торговали бисером по всей своей империи. Древние кельты и викинги тоже знали бисероплетение, имели схемы и узоры, изготавливали бусы и браслеты, а также украшали одежду. Бисер был известен в Античном мире. У некоторых народов он служил разменной монетой.

Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до нашей эры носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.

Среди основных центров стеклоделия выделяется Венеция, которая после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров. В Х-XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы.

С XIII в. стекольная промышленность Венеции интенсивно развивается. В 1291 г. с целью предохранения Венеции от пожаров издали указ о перенесении всех стекольных заводов из города на остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды, зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. В эпоху Возрождения венецианский остров Мурано (Италия) стал «столицей» бусин и бисера, а вместе с тем и торговли этими предметами. В Неаполе веками обрабатывались кораллы. На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.

С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В XV-XVII вв. наблюдается расцвет искусства венецианских стеклоделов.

Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI- XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. В Северной Европе процветала торговля украшениями. Бусины из британского агата, которые экпортировались со времен романского завоевания, впоследствии приобрели большую популярность во времена королевы Виктории. В Центральной Европе (Богемия, Моравия) из кристаллов изготавливались великолепные бусины.

В конце 17 - начале 18 века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу 18 века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия), где вместо соды придумали брать золу. После этого бисероплетение стало популярным и в других странах.

Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.

С конца 18в способы работы с бисером расширяются. К нему начинают проявлять интерес все модницы Европы. Входит в моду расшитая бисером одежда. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времён, которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности, благодаря этому долговечному материалу.

Обзор аналогичных разделов магистров прошлых лет

Темой бисероплетения, как оказалось, интересуются многие магистры прошлых лет.

1. ФИО: Онищенко Надежда Леонидовна
Название работы:
Описание: в работе рассматривается искусство применеия бисера в различных сферах жизни.

2. ФИО: Прокофьева (Платонова) Елена Викторовна
Название работы:
Описание: в работе рассматриваются такие виды рукоделия как вязание, бисероплетение, вышивка бисером. Представленно множество работ автора.

3. ФИО: Щепкина Татьяна Вячеславовна
Название работы:
Описание: кратко рассказывается история бисероплетения, из чего изготовляют бисер и какие нужны инструменты и материалы для бисероплетения. Так же предложены интересные идеи подарков сделанных своими руками.

4. ФИО: Товщик Наталья Олеговна
Название работы:
Описание: в работе показаны основные техники бисероплетения, используемые в бисерной флористике.

5. ФИО: Хрящева Мария Сергеевна
Название работы:
Описание: в работе автор рассказывает о таких хобби как вышивка, бисероплетение и путешествия.

6. ФИО: Климова Дарья Юрьевна
Название работы:
Описание: описаны разные техники вышивания, в том числе и вышивка бисером.

7. ФИО: Бондалетова Виктория Александровна
Название работы:
Описание: в работе рассказывается истроия бисера, развитие бисероплетения, национальные особенности бисероплетения.

8. ФИО: Мороз Светлана Анатольевна
Название работы:
Описание: в работе рассказывается истроия бисера, рассматривается развитие бисерного производства и рукоделия в России. Описана методика оплетения пасхального яйца.

9. ФИО: Прокопенко Наталья Юрьевна
Название работы:
Описание: в работе рассказывается о родословной бисера, о методике подделывания драгоценных камней. Рассмотренны различные виды бисера и правила оформления рабочего места для работы с бисером.

Выводы

Бисероплетение - прекрасный вид творчества, который к тому же полезен для здоровья. Перебирание мелких бисеринок подобно перебиранию четок, что очень успокаивает, повышает настроение, дает эмоциональный подъем. Так же, это прекрасный способ порадовать своих родных и близких замечательными подарками, сделанными своими руками. Ведь всем известно, что лучший подарок - это подарок, сделанный своими руками.

Плетение из бисера - это огромная польза для ребенка. Оно способствует развитию мелкой моторики, и как следствие, умственных способностей ребенка. Кроме этого, занятие бисероплетением развивает фантазию у ребёнка и воображение, ведь в процессе этого он творит, создает свои поделки. анятие бисероплетением позволяет детям самовыразиться, стремиться к индивидуальности, он будет понимать, что такие украшения будут только у него, в них он выразит свой характер, настроение, свое восприятие. Немаловажным является развитие благодаря этому занятию усидчивости и внимательности, привычки доводить дело до конца.

Источники

1. ru.wikipedia.org
Материал из Википедии - свободной энциклопедии.

2. bicerinka.com
Сайт посвященный бисероплетению.

Бисероплетение принадлежит к числу наиболее увлекательных народных искусств, которое имеет уже многовековую историю существования. Из бисера плетут всевозможные украшения, аксессуары, им украшают одежду и вышивают картины.

Этот декоративный элемент присутствует не только на одежде современных модниц, но также и на изделиях известных кутюрье. При желании плести или вышивать бисером может научиться каждая девушка или женщина, для этого всего лишь нужно освоить базовые техники этого искусства.

История бисероплетения

Бисероплетение возникло давно, его история насчитывает почти 6 тысяч лет. Впервые возникло это искусство еще в Древнем Египте, а материал, используемый в процессе такой творческой деятельности, назывался «бусра », в переводе с арабского языка этот термин означает «фальшивый жемчуг ».

Изначально плетение бисером было достаточно сложным занятием: необходимо было вытянуть нить из стекломассы и обвить ею медный стержень. После этого стержень вынимали, а каждую бусину нужно еще было обработать вручную.

В то время бусины были простыми, бесцветными и непрозрачными, и лишь со временем, когда уже техники изготовления материала для творчества усовершенствовались, люди смогли сделать бусины полупрозрачными, прозрачными и цветными.

История бисероплетения также связана и с Древним Римом, там бисер получали методом выдувания стекла из металлической трубки. С Римской Империи это увлекательное занятие распространилось на территорию Италии, Испании, Греции, Франции, Германии и Венеции.

Именно Венеция начиная с XIII века становится столицей изготовления бусин для бисероплетения, ведь здесь в то время было хорошо развито стекольное мастерство. Вскоре конкуренцию Венеции составила Чехия, тогда известная как Богемия, где производили стекло высочайшего качества и чистоты.

Благодаря такому достижению стекольного мастерства в Чехии из стекла и хрусталя стали производить цветной богемский бисер и стеклярус.

Технология изготовления материала охранялась настолько тщательно, что до 1704 года не было ни одной книги, в которой бы описывались секреты этого мастерства. Книга, которую только сейчас увидел весь мир, сейчас хранится в музее Великобритании.

В начале XIX века были изобретены машины, предназначенные для производства материала, но, к сожалению, такое нововведение не только снизило стоимость бусин, но это повлияло и на их качество.

В Древней Руси так же высоко ценили стеклоделие, германский и венецианский бисер, но сами славяне активно начали заниматься этой деятельностью после XVI века. Во времена правления Петра I в Россию были приглашены знаменитые мастера-стекольщики с других государств.

Кроме того, молодые люди ездили в Италию с целью обучения правилам создания материала для творчества и основам бисероплетения.

В Усть-Рудице в 1753 году с участием М. С. Ломоносова была построена первая фабрика по производству цветного стекла и бус. Через несколько лет на фабрике начали активно заниматься производством бисера, стекляруса, стекол для мозаики.

С этого времени стремительно увеличился ассортимент разнообразных бисерных изделий, такими декоративными элементами украшали не только предметы гардероба, но также иконы и обивку для мебели. Изготавливались картины, панно, различные украшения, аксессуары – сумочки, закладки для книг, чехлы для зонтов, разнообразные предметы обихода.

Как начать плести бисером?

Решив заниматься таким творчеством, как бисероплетение, следует запастись терпением, усидчивостью и желанием обучаться. Обязательно для работы нужно приобрести необходимые материалы и выбрать схемы для плетения. Опытные рукодельницы рекомендуют начинать из самых простых схем, поскольку это занятие не такое легкое, как многим может показаться.

Начинающим лучше выбрать самую простую методику – узелковое плетение. Обычно оно используется для плетения бус или браслетов, а заключается в том, что после каждой нанизанной бусины или бисерины завязывается узел.


Это не дает бусам спутываться, ведь такая проблема часто возникает у начинающих рукодельниц. Кроме того, техника узелкового плетения придает изделию гибкости и не дает бусинам стучаться друг о друга.

Самым популярным способом бисерного рукоделия является низание. Используется оно в процессе создания разнообразных изделий – украшений, предметов быта, аксессуаров, при декоративном оформлении одежды. Для низания лучше всего выбирать мелкие бусины или крупный бисер, поскольку нанизываться такой материал должен на толстые льняные или хлопковые нити.

Чтобы научиться плести, можно посмотреть обучающие видео, предоставленные уже опытными мастерами. Многие из них отдают предпочтение не ручной работе, а плетению на специальных машинах. Используя такой станок для бисероплетения, можно ускорить процесс создания изделий, однако, ручное плетение приносит намного больше удовольствия от творческой деятельности.

Базовые техники бисероплетения

Освоить основы этого вида творчества не так сложно, ведь существуют всевозможные методики, где представлено бисероплетение для начинающих, сопровождаемое фото и видео. В настоящее время рукодельницами разработано множество методик, приемов и способов бисероплетения.

Нередко опытные мастера в процессе изготовления бисерных изделий в применяемую методику вносят свои индивидуальные элементы. Часто применяются такие техники плетения:

  • Мозаичная техника;
  • Игольчатое плетение;
  • Французская техника;
  • «Петелька на проволоке »;
  • «Проволочный жгут »;
  • «Временное закрепление проволоки ».

Многие мастерицы при создании украшений и аксессуаров используют мозаичную технику плетения, которая еще имеет множество разновидностей. Например, с нечетным или четным количеством бусин, двойная и тройная методика, круговое или цилиндричное плетение.

Эта техника позволяет получать идеально ровную бисерную поверхность, которую можно использовать в качестве основы для создания практически любых изделий. Готовая вещь напоминает собой стену из маленьких кирпичиков. При выборе этой мозаичной техники плетения можно использовать рубленый и круглый бисер, стеклярус.

Игольчатое плетение предполагает использование нити, концы которой вставляются в две иглы. Затем концы нити сводятся так, чтобы в итоге они прошли через бисер и вышли в противоположном друг к другу направлении.

Вместо нити или лески – традиционных элементов, необходимых при создании из бисера удивительных предметов искусства, может использоваться и проволока. При таких техниках, как «Петелька на проволоке » или «Проволочный жгут », понадобится проволока для бисероплетения.

Используется такой метод преимущественно для создания оригинальных композиций, которые так популярны при оформлении интерьера. Этот способ также позволяет создавать красивые игрушки для детей.

Проволока используется и при выборе французской техники бисероплетения, когда материал нанизывается на нее по кругу. Чтобы не потерять бисерины, на одном конце проволоки делают петельку, а на другой конец нанизывают нужное количество материала, которое указано в схеме.


Французская техника известная еще, как дуговое плетение, поскольку для создания деталей проволоку необходимо сгибать в нужном направлении. Как правило, используется для создания цветов и листьев, являющихся составными компонентами цветочных композиций, такие элементы выглядят объемными и ажурными.

История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен.

Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.

Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии. из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.

Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды (в основном надувные), зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка - такова география торговли стеклянными изделиями.

Интересно отметить, что знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах, что в свою очередь способствовало расширению производства венецианского стекла.


Значительные прибыли Венецианской республики, являвшейся монополистом в стеклоделии, вызывали зависть у жителей соседних государств, которые пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в торговле стеклом, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, - их объявляли государственными изменниками, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали. Но правительство Венецианской республики стремилось удержать стеклоделов не только силой. Им давалась исключительная привилегия - дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Мало того, власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы, помимо своей основной профессии, не брезговали и грабежами. В своих «Мемуарах» Д. Казанова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в Мурано, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью.


Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды - обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.

До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты. Мастера Богемии разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой (поташем). По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского. Поташ придавал ему тугоплавкость и великолепные оптические свойства. Но из-за высокой температуры плавления работать с ним было труднее: богемское стекло, в отличие от венецианского, не поддавалось обработке в нагретом состоянии, однако его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Помимо толстостенных стеклянных сосудов с глубокой огранкой, принесших славу богемским мастерам, гранились также бусины и бисер. Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский.


К XVIII веку Венеция уже не могла больше препятствовать появлению новых мастерских за ее пределами. Их открывали беглые мастера из Мурано. стеклоделы, купившие секреты технологии, и никакие меры борьбы с ними. включая заказные убийства, уже не могли остановить крушение монополии. Производство венецианского бисера постепенно приходило в упадок.

Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты - цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания - изготовление бисера.


По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.

Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, рукоделия, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом… В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом… и насыпаны стеклярусом по зеленой земле».

Стеклярус, модификацию бисера удлиненной цилиндрической формы, из (и брели во Франции. Он не только насыпался на клеевую поверхность, но и пришивался на ткань. Основой подобных настенных панно служил холст. На него углем наносился рисунок, по которо-му выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на прочную нитку или проволоку. Снизки стекляруса пришивались к основе рабочей нитью при помощи стежков-перехватов, располагавшихся в промежутках между несколькими бусинками стеклярусной снизки. Такой видвышивания получил название шитья «вприкреп». Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получи-ли название «французские обои». Этими «обоями» был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.

Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник - сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный - поневный, состоящий из рубахи, поневы и «сороки». Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделя-лись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.


Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг при-возили из Кафы (Феодосия). Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жем-чугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером (бисероплетение), применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.