Время, которое нужно беречь. Как научиться беречь время Чтобы при выполнении домашнего задания, не отвлекаться, нужно соблюдать такие правила

Умение ценить время не приходит само, а значит, что вы должны научить ребенка пунктуальности. А в этом непростом деле вам на помощь придут некоторые проверенные приемы. Для начала следует сделать время «осязаемой» величиной, то есть малыш должен знать, что будет означать секунда, минута или час. Когда ребенок маленький, все эти понятия лучше всего будет преподносить ему в игровой форме.

Постарайтесь объяснить малышу, почему приходить куда-либо вовремя так важно. Также донесите до его понимания, к каким неприятным последствиям в некоторых случаях приводят опоздания. В качестве примера можно рассказать историю о докторе, который пришел к своему пациенту с запозданием, или о семье, которая опоздала на поезд.

Подрастающий человек обязательно осознает, что есть такие важные вещи, которые не терпят отлагательств. А их следует выделять из общего списка намеченных дел. Попробуйте научить ребенка думать наперед, то есть готовиться к ответственным мероприятиям заранее. Например, свои вещи надо приводить в порядок с вечера, чтобы с утра не тратить на это драгоценное время.

Призывая свое чадо к пунктуальности и дисциплине, помните, что главным примером для него являетесь вы сами. Если вы часто опаздываете, то не ждите, что ваш ребеночек станет пунктуальным, так как пример у него всегда перед глазами. Поэтому родителям также не помешает составить подробный план повседневных дел и неукоснительно им следовать.

Но опоздания не всегда можно связать с тем, что малыш неправильно чувствует время. Довольно часто и сами родители заставляют свое чадо «выбиваться из графика». А стоит родителям проявить немного больше внимания, чем обычно, разговаривая откровенно, как проблемы могут разрешиться совместными усилиями.

Научить малыша как в жизни беречь время

Естественно, навряд ли кто-нибудь слышал от деток просьбу «Мама, папа, обучите меня жить». Быстрее, напротив. Тут, я поделюсь подсказками, как обучить малыша беречь время. У всех нас одинаковое количество часов, мин., секунд. Одни успевают всё и много, а остальные не могут и маленькой части. Отчего это происходит?

От искусства беречь время, планировать дела зависит очень многое в жизни. Потому я и прописал такой заголовок. Если мы желаем научить ребенка жить, то одним из важных умений станет, как раз, грамотное распределения собственного времени. Нужно обязательно привыкать к этому.
Чем раньше приступить, тем скорее войдёт в привычку, и тогда ваша дочь или сын сумеют достигнуть огромных успехов в жизни. Кстати, когда родители перестают напоминать (нервировать), это уже большой успех.

Польза от цены времени

  1. Воспитывает самостоятельность.
  2. Вы, постепенно избавляетесь от необходимости контролировать действия малыша.
  3. Ваши дочь, сын не опаздывают, успевают отдохнуть, поиграть и сделать все дела.
  4. Способность беречь время приносит лишь пользу.

Что вы должны делать

1. Мотивация.
Любому самостоятельному человеку необходим интерес. Мотивировку нужно выдумать самим.

Варианты:

  • Занятия спортом, музыкой, рисованием предполагает желание достигнуть успехов, а для этого нужно делать конкретные упражнения;
  • Не успевает поглядеть мультфильм, поиграть в игру (времени не хватает);
  • Не успевает учить уроки.

В каждой семье своя жизнь. Базируясь на этих примерах, придумайте слова, фразы. Заинтересуйте малыша в составлении расписания.

  • «Ты хочешь успевать играть на компьютере? Давай научимся беречь время для этого»;
  • «Мечтаешь стать хорошим музыкантом? Для этого нужно учить музыкальный инструмент, репетировать, изучать сольфеджо, музыкальную историю. Но, ты не успеваешь всё это. Я научу, как беречь время для занятий».

2. Ваши задачи.
Первые дни, недельки нужно заниматься распределением времени вместе. Задумайтесь, какие действия происходят в жизни малыша регулярно. Достаточно изучить день, неделю. Составьте для себя перечень.
У каждого имеется каждодневные события (детский сад, школа, секция, кружок), которые укладываются в конкретные часы. Потом составьте совместно с ним перечень каждодневных дел. Пускай он (она) сам подсказывает, что ему нужно делать. Советуйтесь с ним о времени, которое нужно для каждого дела.

3. Без помощи других.
Повесьте перечень дел по времени на видное место (над его столом для уроков, на двери его комнаты). Каждый день малыш станет ориентироваться сообразно перечню времени. Первое время, естественно, нужно вам за этим смотреть. Но, прежде чем напомнить понаблюдайте. Назойливость еще никому никак не помогала.

Учить не принужденно в игре

Знаменитую фразу «Ты сделал уроки?», лучше сменить. «У тебя по плану, в какое время уроки?». Может последовать ответ, «Почему ты задаешь вопросы?» малыш готов обидеться за то, что ему не доверяют. Ответ; «Хотел с тобой поиграть, но не помню время. Так как, мы с тобой планы не нарушаем?».

Как научиться беречь время. Время - наше бесценное богатство. Время течет только в одном направлении: от прошлого к настоящему, а от него - к будущему. Время нельзя ни остановить, ни повернуть вспять. Вот почему время - бесценный дар, так как ни за какие деньги его нельзя ни купить, ни возвратить потерянные часы и минуты. Время всегда течет с одинаковой скоростью. Однако час, который мы посвятили интересной и плодотворной работе, нам кажется очень коротким. И наоборот, минуты безделья тянутся очень долго Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит оттого, Какого рода содержимым Вы наполняете его. Бывают у него застои, А иногда оно течет. Ненагруженное, пустое, Часов и дней напрасный счет. Пусть равномерны промежутки, Что разделяют наши сутки, Но, положив их на весы, Находим долгие минутки И очень краткие часы. В любом деле у того, кто умеет работать, на работу уходит меньше времени, чем у того, кто не умеет. Что же надо делать для экономии своего времени? Ваше время - в ваших руках. Задумаемся над вопросом: почему за время, проведенное в школе, мы очень многое успеваем сделать, а за такое же количество часов, проведенных дома, успеваем сделать гораздо меньше? Прежде всего потому, что в школе время четко организовано, для чего оно разделено на уроки и перемены. Школьный звонок - вот главный распорядитель школьного времени, и ему все подчиняются: и ученики, и учителя. А дома такого распорядителя нет, и поэтому время течет незаметно, бесконтрольно и порой бесполезно: не успеешь оглянуться, как прошло, пропало 2 - 3 часа. Следовательно, надо и дома мысленно давать самому себе звонки. Это поможет выработать у себя очень ценное чувство - чувство времени. Человек, обладающий таким чувством, и не глядя на часы, всегда знает, который час, всегда точно рассчитывает свое время и потому все успевает сделать, никогда не спешит, никуда не опаздывает. «Привычка к точному часу-это привычка к точному требованию к себе».(А.С.Макаренко). Всегда есть люди, которые жалуются, что им ни на что не хватает времени. От этой беды можно избавиться только одним способом: установить за ходом времени строжайший контроль. Чтобы научиться экономить время, полезно проводить хронометраж, т.е. в течение нескольких дней точно записывать, на что уходят вне школы часы и минуты. Просмотришь потом эти записи и сразу увидишь, как можно уплотнить свой рабочий день и уменьшить потери времени. Соблюдайте режим дня. На день надо смотреть, как на маленькую жизнь. Но чтобы эта маленькая жизнь не прошла бесследно, чтобы она была наполнена богатым содержанием, необходим режим дня. Невозможно соблюдать режим дня, если он переписан из книжки или у товарища. Режим дня обязательно разработайте сами, учитывая индивидуальные особенности, интересы и увлечения, домашние обязанности. В частности, следует иметь в виду, что по своему жизненному ритму люди подразделяются на «жаворонков» и «сов»: первые наиболее работоспособны в утренние часы, вторые - в вечерние. В режиме дня должно быть предусмотрено время не только для работы, но и для отдыха. При разработке своего индивидуального режима дня можно руководствоваться (но не копировать!) следующими примерными рекомендациями: Пробуждение 7.00 Зарядка, туалет 7.00 - 7.30 Завтрак 7.30 - 7.50 Дорога в школу 7.50 - 8.20 Занятия в школе 8.30 - 14.30 Дорога из школы домой 14.30 - 15.00 Обед 15.00 - 15.30 Прогулка на воздухе 15.30 - 17.00 Выполнение домашних заданий 17.00 - 20.00 Ужин, свободные занятия 20.00 - 21.00 Приготовление ко сну 21.30 - 22.00 Сон 22.00 - 7.00 Конечно, бывают непредвиденные обстоятельства (болезнь, какое-то срочное дело), заставляющие нарушать режим дня, но такие нарушения рассматриваются как исключения, которые лишь подтверждают общее правило. Выделите свободное время для любимого дела. Хотя подготовка к урокам _ самая важная обязанность, нельзя тратить на нее все внешкольное время. Каждому ученику нужно иметь свободное время, которым можно распоряжаться в соответствии со своими склонностями и желаниями: читать книги, что-то мастерить, заниматься спортом, музыкой и т.д. Тот, кто все время тратит лишь на выполнение домашних заданий, обкрадывает сам себя. Может быть ему и удастся стать отличником. Но всесторонне развитым человеком он не станет. Учебная нагрузка школьника, как известно, велика. И все же подсчитано, что в течение учебного года у него имеется в среднем около 2,5 тысяч часов свободного времени. Две с половиной тысячи часов - огромное богатство! Надо только научиться ценить и беречь свободное время, разумно его использовать. Организация учебной работы. Держи в порядке свое рабочее место. Известный специалист по научной организации труда (НОТ) А.К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место учении кА должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом. Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Согнувшись за столом, мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно сказывается на работе сердца и мозга. При росте ребенка от 120 до 129 см стол должен иметь высоту 56 см, при росте от 140 до 149 см - 68 см. Разница между высотой стола и стула - от 21 до 27 см. Расстояние от глаз до поверхности стола - 35 см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступней на пол или на подножку стола (на специальную подставку для ног). Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет. Рабочий стол ставится поближе к окну, чтобы свет падаль слева. В вечерние часы включается находящаяся слева настольная лампа с электролампочкой в 60 ватт. Желательно, чтобы у нее был абажур зеленого цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку с наклоном в 450. На письменном столе не должно быть ничего лишнего и все должно находиться на своих местах. Это в первую очередь относится к учебникам, тетрадям, ручкам, карандашам и т. п. Надо такжк всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами - календарь и расписание уроков. Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение веса ее даже на 1 кг усиливает утомление. При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8 - 9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому, перед тем, как сесть к рабочему столу, не забудьте проветрить комнату, открыть окно или форточку. Утомление наступает намного быстрее, если работаешь при шуме. Борьба с шумом - борьба за здоровье. Доказано также, что вредно заниматься под звуки музыки, даже если она звучит очень тихо: такой музыкальный фон затрудняет запоминание и понимание изучаемого материала. После работы вновь приведите в порядок свое рабочее место. Осознайте цель своей работы. Уметь работать - значит уметь ставить себе ясные цели, осознавать, на ряд каких частных последовательных целей каждая поставленная цель распадается. Например, надо всегда стремиться понять, в чем состоят основные задачи не только всего учебного курса, но и каждого его раздела, каждого его урока, т.е. видеть и дальнюю, и среднюю, и близкую перспективы своей работы. Планируйте свою работу. Всякая работа может быть успешной в том случае, если она ведется в заранее установленное время, последовательно, систематически, т. е. по определенному плану. Наиболее важны для школьников планы, которые составляются на неделю и на каждый день(планы эти не обязательно составлять в письменном виде, достаточно наметить их в уме). В недельном плане предусматривается выполнение трудоемких домашних заданий (подготовка сочинения, доклада), чтение каких-либо книг, занятия в спортивной секции, посещение кино или театра и т.д. Планируя работу на предстоящую неделю, нужно учитывать, что наиболее высокая трудоспособность - во вторник, среду и четверг, а наиболее низкая в понедельник и субботу. В основе ежедневного плана лежит режим дня, научиться планировать помогает и проводимый хронометраж. Перед сном полезно спросить себя, выполнил ли ты план или нет, что помешало тебе выполнить, что следует перенести в план завтрашнего дня. В начале надо намечать такие планы, выполнение которых не требует большого напряжения, а затем постепенно нагрузку можно увеличивать. Чтобы ничего не забывать, полезно иметь записную книжку. Осуществляйте самоконтроль за своей учебной деятельностью. Постоянно контролируйте свою учебную работу на уроках и дома, как бы наблюдая за собой со стороны. Внимательно ли вы слушаете учителя? Не отвлекают ли вас посторонние мысли при чтении учебника? Понимаете ли вы изучаемый материал? Запоминаете ли вы его? Можете ли практически применить полученные знания? И как только заметили, что работаете не так, как нужно, - сразу же принимайте необходимые меры, чтобы ликвидировать «аварийную ситуацию». Особенно полезны такие приемы самоконтроля: проверьте, можете ли составить план рассказа учителя лили параграфа учебника; ответьте на имеющиеся в учебнике вопросы; с помощью обратных действий проверьте правильность решения математической задачи; сами исправьте свои ошибки в письменной работе; сравните свою работу с другой, образцовой работой; попробуйте пересказать самому себе изученный материал или объясните его своему товарищу. Великий полководец Суворов говорил: «Небрежный человек все делает вдвойне». Не допускать такой бесполезной двойной затраты сил и времени, небрежности и расхлябанности поможет систематически осуществляемый самоконтроль за своей учебой. Сочетайте учебный труд с отдыхом. Основа отдыха, который необходим всему человеческому организму, и особенно мозгу, - сон. Нельзя увеличивать свое рабочее время за счет сна, потому что больше потеряешь, чем выиграешь. Но и залеживаться в кровати тоже нельзя. Народная пословица гласит: «Много спать - мало жить». Нормальная же длительность сна для школьников 8 - 9 часов. Перерывы для отдыха нужно делать и в течение рабочего дня. В школе для отдыха служат перемены между уроками. И в ходе домашней учебной работы тоже нужно устраивать «перемены» примерно каждые 45 минут. Хорошо снимают усталость и микропаузы в 1 - 2 минуты, если в это время проделать несколько гимнастических упражнений. Уменьшить утомление помогает переключение с одного вида работы на другой. Чтобы освежить голову, полезно умыться холодной водой, выйти на несколько минут из дому (даже десятиминутное пребывание на воздухе увеличивает насыщенность крови кислородом на 8%). В режиме дня выделяется время и для длительного отдыха. Но отдых - это не безделье. Врачи подсчитали, что после поступления в школу двигательная активность сокращается в два раза. Вот почему так нужны занятия спортом и подвижные игры на свежем воздухе. Отдыхом служит также и занятие любимым делом. Помогает также отдохнуть познание чудесного мира искусства: хорошая музыка, увлекательный кинофильм, чтение художественной литературы и т.д. Как выработать внимание. Вниманием называется способность человека сосредоточиться на каком-либо деле. Насколько развито внимание, судят по нескольким показателям: какое количество объектов может одновременно воспринимать человек; сколько времени внимание может оставаться сосредоточенным на одном и том же объекте; быстро ли происходит переключение внимания с одного объекта на другой; сколько объектов одновременно может держать человек в поле своего внимания. Как же выработать у себя это ценное качество - способность быть внимательным? Используйте в своей работе все виды внимания. Непроизвольным называется внимание, которое возникает само собой, без каких либо усилий со стороны человека. Но очень часто в ходе любой деятельности необходимо произвольное внимание, т.е. такое, которое возникает не само собой, а в результате волевого усилия. На уроке нередко бывает, что приходится изучать материал, который не вызывает интереса, но вы понимаете необходимость его изучения и потому заставляете себя быть внимательным. Если же вы постепенно заинтересовываетесь содержанием урока, вам уже нет надобности поддерживать свое внимание насильно. Так возникает послепроизвольное внимание. Сосредоточьтесь на предстоящей работе. Чтобы быть внимательным, следует прежде всего внутренне настроиться на предстоящую работу, т.е. осознать ее необходимость и поставить перед собой определенную цель. Например, если приходится перечитывать один и тот же параграф учебника, то для сохранения внимания желательно перед каждым повторным чтением ставить перед собой новую задачу: первый раз читать для общего ознакомления, второй - чтобы выделить основные положения, третий - чтобы закрепить их в памяти. Нужно и внешне сосредоточиться на предстоящей работе: сесть ровно за партой и смотреть в лицо учителя, а не в окно; занять место за своим домашним рабочим столом, а не улечься с учебником на диван. Образно говоря, нужно подать самому себе команду: «Смирно!». Не позволяй себе отвлекаться от начатой работы. Наиболее трудно сохранять свое внимание в начале работы, когда вы в нее еще не втянулись. Для этого требуется проявить немалую силу воли. Особенно строго нужно следить за сохранением внимания при чтении книги, которая не вызывает интереса. А когда работают не только глаза, но и голос, т.е. когда ученик читает учебник вслух, обманывать и самого себя, и окружающих, становится еще легче. Так как глаза читают, то создается впечатление, что мы работаем, хотя страницы перелистываются без всякого внимания к их содержанию. Вот почему надо постоянно следить, не оторвались ли ваши мысли от книги. Сохранить внимание во время учебной работы помогают такие приемы: составление плана изучаемого материала; постановка перед собой вопросов, которые требуют обдумывания; переключение с одного вида учебной работы на другой. Очень полезно пересказывание прочитанного текста. Заниматься следует в такой обстановке, чтобы было как можно меньше соблазнов отвлечься от работы. Но нельзя требовать абсолютной тишины. Если есть небольшой шум, приходится немного напрягать внимание, это напряжение полезно, а не вредно, оно помогает сосредоточиться. Выработать способность не отвлекаться от начатой работы помогают специальные тренировочные упражнения: например, силой воли заставьте себя внимательно читать книгу, несмотря на то, что в это время идет интересный фильм по телевидению. Основа внимания - понимание. Внимание вызывает лишь такой изучаемый материал, который понятен. Поэтому надо как можно более глубоко и всесторонне его осмысливать. Можно заставить себя быть внимательным и в том случае, если воспринимаемый материал еще не понятен, но вы настойчиво стараетесь его понять. Интерес усиливает внимание. Если умеешь решать задачи и потому решаешь их с удовольствием, с интересом - трудно оторваться от этой работы. А если решение задач для тебя мучительное и скучное дело - будешь рад любому поводу, чтобы от него отвлечься. Когда человек увлечен интересной для него работой, его внимание к ней настолько устойчиво, что он как говориться, ничего не видит и ничего не слышит. Поэтому запомните: чем с большим интересом относишься к своей работе, тем более устойчивым будет внимание к ней. Память и ее развитие. Память - это способность нашего мозга сохранять различные сведения и воспроизводить их. Уровень развития памяти характеризуют объем - количество материала, которое способен запомнить человек; точность - способность безошибочно его воспроизвести; долговременность - длительность его сохранения в памяти; оперативность - способность вспомнить его, когда в этом возникает необходимость. Многие школьники, объясняя причины своей плохой успеваемости, жалуются на память. Но плохая память им дана не от рождения. Она стала такой потому, что ее недостаточно развивали. Можно привести многочисленные примеры, которые свидетельствуют, какого высокого уровня достигает развитие памяти. Утверждают, что великий полководец Александр Македонский знал в лицо всех своих солдат тридцатитысячного войска. Русский академик А.Ф. Иоффе помнил наизусть таблицу логарифмов, состоящую из 9 тысяч многозначных чисел. Профессор из Германии Геестерман владел 132 иностранными языками. Знаменитый русский шахматист Алехин играл «вслепую» одновременно на 40 досках. Разумеется, такой великолепной памятью обладают лишь немногие. Но память, необходимую для успешной учебы, может развить любой школьник. Для этого нужно знать и применять в своей учебной работе несколько основных правил. Осознайте, для чего требуется запомнить изучаемый материал. Психологи установили, что если двум группам людей дать заучить один и тот же текст, но первой группе предварительно объяснить, для чего данный текст нужно запомнить, то эта группа запомнит текст намного лучше. И чем важнее поставленная цель, тем быстрее и прочнее происходит запоминание. Человек обладает кратковременной и долговременной памятью. Особенно важна установка на длительное запоминание перед экзаменом, иначе вскоре после него все заученное забудется. О важности такой установки свидетельствует проведенный эксперимент: ученикам предложили запомнить два рассказа, предупредив, что запоминание первого будет проверено на следующий день, а второго - спустя длительное время; через месяц выяснилось, что второй рассказ ученики запомнили намного лучше первого. Чем лучше поймете, тем лучше запомните. В обычной жизни действует память непроизвольная: мы многое запоминаем без всяких усилий со своей стороны. Но для учебы часто нудна память произвольная, которая действует лишь тогда, когда мы преднамеренно хотим что-то запомнить. Запоминание будет намного лучшим, если мы поняли изучаемый материал, а не механически его зазубрили. Как видим¸ это правило является общим и для запоминания, и для внимания. Психологией установлено, что осмысленное запоминание в 25 раз продуктивнее запоминания механического. Но в процессе обучения нередко возникает необходимость и использовать память механическую(например, для заучивания исторических дат). Чем больше поработаете с учебным материалом, тем лучше его запомните. Если изучаемый материал для понимания и запоминания требуется 2-3 раза перечитать, то каждый раз следует не только перечитывать, но и активно работать с целью его усвоения. Это значит, что надо выделять в изучаемом материале главное, сравнивать его с ранее пройденным материалом, применять полученные знания на практике и т. д. Почти в два раза улучшает запоминание составление плана. Знать текст учебника в большинстве случаев нужно не наизусть, а так, чтобы уметь пересказать его в переработанном виде, т.е. своими словами. Чем больше вложено умственного труда, тем прочнее запоминание. А что легко изучается, то легко и забывается. Применяйте в учебной работе различные виды памяти. В зависимости от содержания запоминаемого материла память бывает двух видов: образная - запоминание того, что мы видим, слышим, ощущаем; смысловая - запоминание мыслей, рассуждений, значений слов и условных знаков (математических, химических и т.д.). В зависимости от используемых органов чувств память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную. Обычно встречается комбинированная память: зрительно-слуховая или зрительнодвигательная. Каждому надо знать, какой вид памяти у него лучше развит. Чтобы запоминание было наиболее успешным, нужно сочетать различные виды памяти, например, прочитать, а затем повторить прочитанное вслух. Прочнее запоминается то, что вызывает у вас какие-то чувства. Закрепляйте в памяти учебный материал как можно скорее. Есть мудрая поговорка: «Повторение - мать учения». И чем раньше будет дома повторен материал, изученный на уроке, тем лучше он запомнится. Впервые сутки обычно запоминается 25% материала, а за последующий месяц - всего лишь 16%. Не только читайте, но и пересказывайте изучаемый материал. После многократного чтения часто возникает впечатление, что запоминание материала достигнуто. Но это впечатление обманчиво. Если же после чтения постараться пересказать прочитанное, происходит его активное припоминание, что и способствует запоминанию. Психологами проведен следующий эксперимент: одной группе учащихся предложили прочитать текст четыре раза подряд; другая группа этот текст два раза читала, и два раза пересказывала; в результате учащиеся первой группы через сутки помнили 30% текста, а учащиеся второй группы - 78%. Заучивайте большой текст наизусть не сразу, а с перерывами. Ценность этой рекомендации подтвердил такой опыт: чтобы выучить стихотворение сразу, ученику понадобилось повторить его 16 раз; а для заучивания такого же стихотворения в течение четырех дней понадобилось всего 8 повторений. Применяйте правило надежности: убедившись, что заучиваемый текст вы уже помните, расскажите его наизусть еще три раза - вот тогда можете быть уверены, что запомнили его надолго. Материал, который не требует большой работы для его понимания \(отрывки из художественных произведений, географические названия, исторические даты и т.п.), лучше запоминается, если его повторить перед сном. Используйте приемы мнемотехники. Мнемотехникой называют такие искусственные приемы, которые облегчают запоминание. Если из первых букв стихотворных строк составить и запомнить какое-то слово, нетрудно восстановить в памяти и сами эти строки. Запомнив фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», легко перечислить в нужной последовательности все цвета солнечного спектра. Однако приемы мнемотехники не могут, разумеется, заменить осмысленное запоминание; они играют лишь вспомогательную роль и применяются сравнительно редко. Как вести себя на уроке. Готовьтесь к каждому уроку. Верно подмечено: когда приходишь в класс с выполненными домашними заданиями, от радости хочется петь. А хорошее настроении е перед уроками непременно будет способствовать успешной учебной работе. Важна также психологическая подготовка к урокам. Если идешь в школу без страха перед двойкой; если учишься не только потому, что тебя заставляют учиться, а потому, что учеба вызывает у тебя радость познания, то ты будешь идти в школу как на праздник. Нужно в школу приходить не перед звонком, а за 15-20 минут до начала первого урока. Попробуйте так сделать, и вы увидите, что в этот день будете чувствовать себя более уверенно и спокойно. Конечно, ни перед первым уроком, ни на переменах хорошо выполнить домашнее задание нельзя. Но можно еще раз просмотреть записанный в тетради план или какое-то трудное место в учебнике, проверить правильность решения задачи, обратиться за помощью к товарищу. При этом надо не механически переписать его решение, а попросить объяснить, как следует подобные задачи решать. И все необходимое для урока должно быть подготовлено заранее. Если же начнете готовиться к уроку после звонка, сами себе испортите начало учебной работы. Мысленно отвечайте вместе с вызванным учеником. Надо приучить себя внимательно следить за ходом опроса. Вызванный ученик о чем-то рассказывает, а вы в это время должны не только закреплять в памяти уже известный материал, но и думать, как построили бы свой ответ: какие еще факты включили бы в него, как изменили бы его последовательность, какой сделали бы вывод. Можете даже сами себе отметку поставить (только не завышайте ее! 09. Работая таким образом в ходе проверки знаний, вы будете всегда готовы сделать необходимые исправления и дополнения, ответить на вопросы, которые поставит учитель перед отвечающим учеником или перед всем классом. Ценной формой работы является рецензирование ответа вызванного ученика (в устной или письменной форме). Рецензировать ответ товарища надо так, чтобы не обидеть его. Как рецензировать ответ ученика на уроке: 1) излагался ли материал последовательно, по плану? 2) достаточно ли полным был ответ? 3) доказательными ли были объяснения? 4) сделан ли обобщающий вывод? 5) какие допущены ошибки? 6) грамотной и выразительной ли была речь ученика? В зависимости от учебного предмета в ходе рецензирования обращается внимание и на другие специфические требования: помнит ли ученик теорему, читал ли художественное произведение, умеет ли работать с географической картой и т.п. Вас вызвали для ответа… Хороший, развернутый ответ - это пусть маленькое, но самостоятельное произведение ученика, и, следовательно, оно всегда порождает чувство творческой радости. Вместе с тем это и самоконтроль, так как, только ответив на поставленный вопрос, можно увидеть результаты своей учебной работы. Именно во время ответа вырабатывается умение четко излагать свои мысли, убедительно доказывать правильность высказываемых суждений, образно описывать рассматриваемые явления. Есть такие школьники, которым хорошо отвечать мешает застенчивость. Для преодоления застенчивости полезно дома пересказывать изученный материал перед зеркалом, следя за своей мимикой, жестами, стараясь вести себя спокойно и уверенно. Особое внимание обратите на разработку плана своего ответа: с чего начнете? В какой последовательности раскроете основные вопросы? Как сделаете итоговый вывод? Выходя к доске используйте прием самовнушения: скажите самому себе: «Я спокоен, я уверен, что смогу хорошо ответить», - при этом сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Когда вам задан дополнительный вопрос, то надо не пугаться, а постараться понять, что именно спрашивает учитель, и только затем, подумав, ответить. После того, как учитель поставит вам отметку, сами проанализируйте свой ответ, выявите все его плюсы и минусы. Избавиться от застенчивости вы сможете намного скорее, если будете чаще рассказывать что-либо своим друзьям. Важно также правильно относиться к отметкам. Плохо, если ученик безразличен к тройкам и двойкам. Но плохо обстоит дело и тогда, когда хорошая отметка становится главной целью. Цель нужно видеть в самой учебе - в овладении знаниями и умениями. Изучение нового материала. Необходимо не только внимательно слушать учителя, но и осмысливать то, что он говорит: выделять и запоминать главное, использовать для усвоения нового материала уще имеющиеся знания, вместе с учителем задумываться над причинами изучаемых явлений, сравнивать их с другими явлениями и т.д. Возможность для столь активной умственной деятельности обеспечивается тем, что ученик мыслит во много раз быстрее, чем учитель говорит. Если же излагается описательный материал, то надо привлечь на помощь свое воображение, т.е. зрительно представить себе то, что описывает учитель. Слушая на уроке истории рассказ о какой-либо битве, представьте себе, во что были одеты воины, чем вооружены, как они сражались; при описании на уроке географии пустыни или тайги, постарайтесь вообразить себя путешественником; на уроке литературы мысленно создайте портрет героя изучаемого произведения. Излагаемый учителем материал будет лучше усвоен, если он вызовет у вас какие-то чувства: например, восхищение мужеством, горечь поражения, ненависть к палачам. Умение слушать должно быть подкреплено умением самостоятельно составлять план темы урока по ходу ее изложения учителем. Это помогает выделить и усвоить основные вопросы нового материала. Благодаря записи на помощь слуховой памяти приходят и другие ее виды - зрительная, двигательная. Активно участвуйте в проводимой на уроке беседе. Воспринимайте каждый вопрос учителя так, как будто он ставится не перед всем классом, а лично перед вами. Вдумывайтесь в содержание поставленных вопросов и старайтесь понять связи между ними. Отвечайте на вопрос кратко, но полно и точно. Дополняйте ответы других учеников, исправляйте допущенные ими ошибки. Если по какому-либо вопросу были высказаны различные точки зрения, подумайте, какую из них вы считаете более правильной, и свое мнение обоснуйте. Очень ценно, если по ходу беседы вы сообщите какие-то данные, почерпнутые не из учебника, а из других источников - книг, газет, телевизионных передач, интернета и т.д. В конце урока внимательно выслушайте домашнее задание и советы учителя. Если возникли какие-то вопросы, то не стесняйтесь задать их учителю или товарищу. Умеете ли вы выполнять домашние задания Осознайте важность и цели домашней работы. Иногда спрашивают: «А нельзя ли учиться в школе без домашних заданий?» Давайте попробуем разобраться в этом вопросе… Известно, что на уроках изучаемый материал не может быть в одинаковой степени глубоко и прочно усвоен всеми учениками. Кто-то не понял объяснение учителя, а кто-то все понял, но тут же все и забыл; один ученик хорошо запоминает то, что слышит, а у другого лучше развита зрительная память. На уроках обычно не хватает времени, чтобы выполнить достаточное количество упражнений для выработки того ли иного умения. В большинстве случаев в школе ученик работает под непосредственным руководством учителя, а дома он работает самостоятельно, что особенно способствует формированию навыков, необходимых для самообразования. Важно также, что дома есть возможность почитать дополнительную литературу, решить задачу повышенной трудности, самому проделать заинтересовавший опыт и т.д. Вызвать у себя интерес к домашней работе помогает и такой предложенный простой прием самовнушения. Потри руки, как бы предвкушая удовольствие, улыбнись (это самое главное!) и скажи себе: «Мне очень хочется хорошо подготовиться к предстоящим урокам. Буду работать с увлечением, чтобы эта работа стала для меня радостной». Ну а как быть, если надо выполнять задания по нелюбимому предмету? Можно ли вызвать желание изучать его? Да, можно. Для этого надо именно этому предмету уделять больше внимания: чем больше ты вложишь сил в его изучение, тем больше будет возрастать твой интерес к нему. Бывает и так: не смог вызвать у себя желание сесть за выполнение домашних заданий. Что же делать в этом случае? Тогда остается лишь одно: силой воли «взять себя за шиворот» и усадить за стол. А в процессе работы возникает и интерес к ней. Недаром же говорят: «Аппетит приходит во время еды». Важно также осознать цель каждого домашнего задания. Например: усвоить доказательство разъясненной в классе теоремы и практически применить ее для решения соответствующих задач, выяснить предпосылки образования централизованного государства во Франции и т.д. Добиваться достижения поставленных целей - работа гораздо более эффективная, чем принудительное «выучивание уроков». Соблюдайте правила учебного труда. Самое простое и в тоже время самое трудное правило: приступив к работе, не позволяй себе отвлекаться от нее. А иначе будешь похож на ученика, о котором рассказывает Агния Барто в одном из своих стихотворений: Сережа взял свою тетрадь - Решил учить уроки: Озера начал повторять И горы на востоке. Но тут как раз пришел монтер, Сережа начал разговор О пробках, о проводке. Через минуту знал монтер, Как надо прыгать с лодки, (…) Но вдруг увидел он в окне, Что двор сухой и чистый, Что дождик кончился давно И вышли футболисты. Он отложил свою тетрадь - Озера могут подождать. Он был, конечно, вратарем, Пришел домой не скоро. Часам, примерно, к четырем Он вспомнил про озера. (…) Но тут Алеша, младший брат, Сломал Сережин самокат. Пришлось чинить два колеса На этом самокате. Он с ним возился полчаса. И покатался кстати. Но вот Сережина тетрадь В десятый раз открыта. - Как много стали задавать! Вдруг он сказал сердито. Сижу над книжкой до сих пор И все не выучил озер! Начиная домашнюю работу, надо решить, в какой последовательности лучше всего выполнять задания: устные должны чередоваться с письменными; выполнив задание по какому-либо предмету, следует переходить к предмету, менее сходному с предыдущим (например, после математики заняться историей, а после истории - физикой). Тому, кто медленно втягивается в работу, начинать следует с самого легкого задания; если же вам «раскачка» не нужна, сразу беритесь за выполнение задания самого трудного. И конечно, неразумно добросовестно готовиться лишь по тем предметам, по которым вас еще не вызывали: во-первых, ведь не ради отметки надо учиться; во-вторых, учитель может вызвать повторно и вид у вас тогда будет весьма жалкий. Нив коем случае нельзя механически заучивать текст заданного на дом параграфа. Помните, что основа запоминания - понимание. Читая параграф, следует выделять главные мысли, вспоминать изученный материал, знание которого требуется для усвоения новой темы; особое внимание следует обращать на объяснение описываемых явлений; вычленять в тексте конкретные примеры. Факты, которые помогают усвоить основное содержание параграфа, но которые нет надобности заучивать. Встретив незнакомое слово, узнайте, что оно означает: найдите объяснение данного термина в уже пройденных параграфах или в справочной литературе, спросите у учителя. Если на уроке по изучаемой теме делались какие-то записи, их обязательно надо просмотреть перед чтением соответствующего параграфа учебника - это поможет вспомнить изложение данной темы учителем. Если на уроке план не составлялся. То такой план - устно или письменно - полезно составить дома. Будете помнить план - сможете вспомнить и весь остальной материал. Чтобы запомнить текст учебника, нужно не читать его несколько раз подряд, а пересказывать, заглядывая в учебник лишь тогда, когда вспомнить то или иное положение не удается. Изученный на уроке материал лучше запомнится, если он будет закреплен в памяти в тот же день. Порой возникает ситуация: бьешься, бьешься над задачей, а решить не можешь. Не расстраивайтесь, отложите задачу в сторону и займитесь другой работой. А через некоторое время снова возьмитесь за нее, вам наверняка удастся раскусить этот твердый орешек. Используйте все богатство учебника. Необходимо чаще обращаться к оглавлению учебника и хорошо запомнить его, так как в оглавлении отражен план изучаемого курса, т.е.план вашей учебной работы по его изучению. Имеющиеся внутри параграфа заголовки тоже представляют собой его план. В тексте параграфа главные положения зачастую выделяются особыми шрифтами: полужирным, курсивом, разрядкой. Большую ошибку допускают те ученики, которые не обращают внимания на приводимые в конце учебника вопросы и задания, так как они предназначены для того, чтобы обеспечит более глубокое и прочное усвоение учебного материала. С ними полезно ознакомиться не после до, а до чтения соответствующего параграфа: в этом случае чтение будет более продуктивным, поскольку уже известно, на что именно следует обратить внимание. Важной составной частью учебника является иллюстративный материалы, рисунки, схемы, фотоснимки ит.д. Каждую иллюстрацию следует внимательно рассмотреть, они дополняют и углубляют знания, полученные при чтении текста, способствуют образному их восприятию. Систематически пользуйтесь и приводимым в учебнике справочным материалом: словарями новых терминов, статистическими данными, хронологическими таблицами и др. Сами проверьте выполнение домашнего задания. На уроке результаты вашей учебной работы проверяет учитель. А дома вы сами себе учитель. Поэтому проверку надо осуществлять самому. Иначе никогда не будете знать: готовы вы или не готовы к предстоящему уроку. Самоконтролем занимайтесь не только после окончания работы, но и непосредственно в ходе работы, чтобы сразу же исправлять допускаемые ошибки. Важно не только обнаружить ошибку, но и устранить ее причину. Если часто, скажем, совершаются ошибки из-за незнания какого-либо грамматического правила, то нужно это правило повторить, запомнить. Ценный прием самоконтроля - пересказ изучаемого материала; но, как уже отмечалось, надо стараться пересказывать его своими словами. Порой можно ограничиться восстановлением в памяти лишь плана изучаемой темы. Главная же форма самоконтроля - применение полученных знаний и умений в практике: для решения задач, для выполнения различных учебных упражнений и заданий. Проверять свои знания и умения требуется не только в процессе овладения ими, но и спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность запоминания и восстановить в памяти забытое. Общие приемы учебной работы. НОТ, т.е научная организация труда, нужна в любом деле, так как только таким путем можно достигнуть наилучших результатов при наименьших затратах времени и усилий. Это относится и к такому важному и сложному труду, как учебный труд. Чтобы была обеспечена научная организация труда, прежде всего необходимо овладеть его методами.

Каждый человек имеет набор своих собственных ценностей: кто-то ставит во главе всего работу, кто-то – семью, есть люди, для которых нет ничего важнее денег, а кто-то считает самым важным суметь прославиться. Когда на самом деле в жизни каждого человека присутствует куда более важный ресурс, на которой он, к сожалению, зачастую не обращает внимание – время. Время есть жизнь. Оно неимоверно ценно. И это, вероятно, единственная жизненная составляющая, которую не изменить. Время не дает второго шанса, оно не прощает ошибки. Время не любит, когда его тратят впустую.

Как часто мы слышим присказки вроде: «В одну реку дважды не войдешь» или «Время не деньги, потеряешь - не найдёшь» и т.д. Время - бесценный ресурс. Его не вернуть, не поймать и не остановить. Единственное, что нам под силу, это ценить его и проводить с пользой, чтобы, как говорил Николай Островский, не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

Часто ли люди задумываются над тем, на что потратили уже прожитые годы, часы, минуты? Скорее всего, подобная мысль возникает лишь тогда, когда времени остается катастрофически мало. А ведь очень важно вовремя осознать, на что именно мы тратим собственную жизнь. Время быстротечно, невосполнимо, и тратя свой ценнейший ресурс на ненавистную работу, на скучных людей и бессмысленные занятия, мы уничтожаете собственное счастье, собственную жизнь. Мы отдаем свое самое дорогое, самое важное время ерунде. Задумайтесь вот над чем:

Лучший подарок, который может сделать человек сам себе – это заниматься своим делом. С переходом к капитализму в мире появилась дикая тенденция, несмотря ни на что, заработать как можно больше денег. Я не хочу сказать, что это плохое явления, ни в коем случае. Однако в погоне за достатком, люди все чаще и чаще забывают о необходимости быть счастливыми: можно зарабатывать миллионы: миллиарды рублей, долларов, евро, как вам будет угодно, и свято ненавидеть то, чем занимаешься. Научитесь мерить работу не деньгами, а удовлетворением, которое она вам приносит, желанием вставать по утрам. Как однажды выразился Конфуций: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Постарайтесь тратить свое время на то, что приносит вам удовольствие, заниматься тем, что вам по душе.


Умение планировать свое время позволяет эффективное его использовать
. И вроде ничего нового вы сейчас не прочли, все прекрасно об этом знают. Но одно дело знать и совсем другое – воплощать в реальность. Знаете такое высказывание: «Деньги любят счет»? Так вот время любит планы, причем не просто пару слов на бумажке, а их последующее выполнение. Учитесь планировать свое время, проводить каждую минуточку с пользой или удовольствием. Люди, которые не умеют планировать свое время, не умеют жить. Они всего-навсего плывут по течению, не осознавая, что конец пути не за горами, и то, как ты прошел этот путь куда важнее, чем как ты его закончил. Планируйте, планируйте и еще раз планируйте свое время. Ставьте себе длительные и краткосрочные цели, делите их на составляющие и выполняйте. Не сидите на месте, не убивайте время.

Исполняйте свои мечты уже сегодня, не рассчитывая на потом. Никто не вечен. Так уж сложилось, что люди не бессмертны. Не стоит откладывать все на понедельник, следующий месяц, а то и год. Хотите научиться рисовать – не стесняйтесь, скорее записывайтесь на курсы или скачивайте самоучители, мечтаете прыгнуть с парашютом – дерзайте, хотите жить в Париже – так езжайте и хотя бы взгляните на него. Осуществляйте собственные мечты. Жизнь на то и одна, чтобы успеть попробовать все.

Но самое важное, чему нужно научиться: перестать жить прошлым и даже будущим, жить нужно сегодняшних днем. Не нужно жалеть об упущенных возможностях, размышлять о том, что было бы поступи вы так или иначе. Ваша жизнь происходит прямо сейчас, в этот самый момент. Обратите на нее внимание и сделайте ее счастливой!

МБОУ средняя общеобразовательная школа №6 с углублённым изучением отдельных предметов Бугульминского муниципального района РТ

Классный час в 5 классе

«Учись беречь время!»

Подготовила: Юсупова Э.Х.,

учитель русского языка и литературы

1 кв. категории

Классный час «Учись беречь время!»

Цели и задачи:

воспитание собранности;

    закрепление знаний учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения;

    знакомство с правилами составления режима дня; развитие умения планировать свой день;

    обогащение словарного запаса и развитие кругозора детей.

Здравствуйте!

Ребята, посмотрите на слайд. Природа дала человеку пять чувств. Назовите их.

(Слух, вкус, зрение, обоняние, осязание).

- Но есть и шестое чувство – чувство времени. Человек должен его вырабатывать сам. «Неужели это обязательно?»- подумаете вы. Чтобы ответить на этот вопрос, представьте нашу жизнь без часов. Что получится?

(Трудно представить! Как будут летать самолеты и ходить поезда? Как люди будут успевать на них? Как родители будут работать? Как будут проходить уроки? Как мы узнаем, когда начало и конец уроков?

Ужас, хаос наступит на земле!)

Итак, сегодня на классном часе у нас пойдет очень важный разговор о времени, о том, как научиться беречь его и правильно распределять.

Известный ученый Эйнштейн, создатель теории относительности, сказал, что время- это шкала, по которой мы можем распределить события. Именно время определяет нашу повседневность.

Время- это бесценный дар! Его нельзя купить, нельзя возвратить потерянные часы и минуты. Если вы хотите достигнуть успеха в жизни, научитесь беречь и правильно расходовать каждый час, каждую минуту.

Когда человек занят интересным делом, то ему и времени мало! А минуты

безделья тянутся очень долго!

Часто вам мешает «еще немножко». Его называют коварным хищником, ворующим время. Еще немножко может похитить у человека сразу несколько часов. Надо идти гулять, а ты еще немножко смотришь телевизор, надо садиться за уроки, а ты еще немножко гуляешь.

Каждый школьник имеет в сутки свободное время. Свободное время надо посвятить любимому делу, увлечениям. Не зная, как убить время, человек может оказаться в кругу нехороших людей, хулиганов. Но даже если он и избежал этой участи, его жизнь все равно будет неинтересной, безрадостной.

С развитием науки и техники чувство времени становится все более необходимым. Каждая секунда дорога!

Вы знаете, что на Олимпиадах устанавливаются новые рекорды. Значение имеют даже доли секунды. Только вдумайтесь, ребята, доли секунды!

Чтец1

Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
Кто жить умеет по часам
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Успеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.

Чтец 2
С часами дружба хороша!
Кто ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай.
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
«Хороший был денек!».

- Ребята, природа отмерила нам всем одинаковое количество времени. Только одни за сутки успевают очень многое, а другие даже уроки не успевают сделать. Почему?

(Ответы детей).

- Да, одни умеют рассчитывать время, а другие – нет.

Ребята, а вы знаете, что можно научиться управлять своим временем?

Почему это так важно -уметь управлять временем ? От этого зависит ваш успех!

Как вы думаете, что нужно для этого сделать?

(Правильно составить режим дня.)

Верно.

Режим – слово французское и в переводе означает «управление».

В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своими успехами, своей жизнью.

В режиме школьника должно быть все точно распределено и правильно организовано:

    Правильное чередование труда и отдыха.

    Регулярный прием пищи.

    Определенное время для приготовления домашних заданий.

    Определенная продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

    Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

    Сон определенной продолжительности с точным временем подъема и отхода ко сну.

Итак, правильно организованный режим дня определяет успех в делах, в учебе.

Не за горами конец 1 четверти. Давайте посмотрим на предварительные результаты.

Посмотрите, одни ребята умеют управлять своим временем, а другие ещё не научились этого делать, и отсюда все проблемы.

Успешные ученики рассказывают о своём режиме дня.

А сейчас, ребята, давайте просмотрим видео-ролик.

Какие советы вам показались важными? Что вы возьмете на вооружение для себя?

- Да, ребята, надо уметь ценить время. Не только свое, но и чужое. Я вам прочитаю отрывок из статьи:

«Однажды я познакомилась с девочкой. Она занималась отлично в школе и посещала шесть кружков. Занималась пением, рисованием, скульптурой, хореографией, моделированием одежды, английским языком. «Как можно успевать?» – спросила я однажды. Она улыбнулась и сказала: «Кто хочет, тот успевает, а кто не хочет, тот всегда находит отговорки. Просто время нужно ценить!»

Послушаем стихотворение известного поэта С.Я. Маршак а :

Чтец 3.

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

О значении времени задумывались и наши предки. И свои мысли они выразили в пословицах и поговорках. В них заключена народная мудрость.

А сейчас мы поиграем.

Игра « Продолжи пословицу»

Дорого вовремя время, …(времени много и мало).

Самая большая трата –… (трата времени).

Знай минутам цену, …(секундам – счет).

Всему …(свое время).

Время губить – …(не воротить).

А сейчас послушаем стихи, которые подготовили ребята о режиме дня.

Чтец 4

Одно из самых трудных дел -

Не делать сразу двадцать дел.

А что ни час -

Иметь всё время,

Иметь на всё свой час и время:

И на веселье,

И на труд,

На шум и шутки

Пять минут,

И на потеху -

Сладкий миг.

И долгий час

На чтенье книг!

Чтец 5

Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять,

Будешь лучше ты учиться,

Лучше будешь отдыхать.
Чтец 6.

Чтоб прогнать тоску и лень,
Подниматься каждый день

Нужно ровно в семь часов,

Отворив окна засов,

Сделать легкую зарядку

И убрать свою кроватку!

Душ принять.

И завтрак съесть.

А потом за парту сесть!
Чтец 7

Но запомните, ребята,
Очень важно это знать,

Идя в школу, на дороге

Вы не вздумайте играть!

Опасайтесь вы машин,

Их коварных черных шин.
Чтец 8
На занятиях сиди

И все тихо слушай.

За учителем следи,

Навостривши уши.

После школы отдыхай,

Но только не валяйся.

Дома маме помогай,

Гуляй и закаляйся!
Чтец 9
После ужина ты можешь
Выполнять задания.

Все в порядке, если есть
Воля и старание.

В заключение, ребята, мне хочется сказать, что в мире много интересного и удивительного, но человек, который не ценит свое и чужое время, подобен нищему, живущему среди сокровищ . Он живет как слепой или глухой. Ум и чувство времени надо тренировать. Научитесь беречь свое и чужое время! Никогда не опаздывайте, проводите свое время с пользой, это поможет вам вы стать достойными людьми, добиться своих целей в жизни.

Успехов вам, ребята!

Не задерживаетесь ли вы в постели перед тем, как встать, не тратите ли на завтрак лишнее время, не прекращаете ли работу чуть раньше, не ловите ли себя на том, что смотрите телепередачу, даже когда она не доставляет вам никакой радости, не удручает ли вас перед выходным днем то, как мало было сделано за неделю, не удивляет ли, что вам никогда не хватает времени? Если хотя бы один из этих вопросов попадает в точку, значит, вы транжирите свое время.

Но если вас угнетает сознание того, как порой бездарно проходит время, если вам хочется перестать постоянно чувствовать себя в долгу перед прошедшими днями, если вы искренне стремитесь делать больше, значит, вы СМОЖЕТЕ подчинить себе время.

Чтобы успевать делать больше в меньшее время, требуются всего две вещи: организованность и самодисциплина.

Вот восемнадцать правил, которые помогут вам этого добиться...

1. ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ЦЕЛЬ. Множество людей попусту тратят свое время и энергию на какое-нибудь дело, в общем-то, из-за того, что отчетливо не представляют себе, что, собственно, они собираются сделать. Не зная точно, к чему они идут, они сбиваются еще на старте, теряют дорогу, падают духом и сворачивают на тропинки. Определите с самого начала хотя бы «пункт назначения», и уже поэтому вы достигнете его гораздо быстрее. Это — решающее условие.

2. СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА ГЛАВНОМ. Запишите на листке в порядке их важности самые срочные дела. Назавтра примитесь за дело № 1 и не отступайтесь от него, пока не закончите. Затем так же поступите с делом № 2, потом с № 3 и т. д. (естественно, речь идет о делах, которые зависят целиком лишь от вас). Не тревожьтесь, если к концу дня вы разделаетесь только с одним или с двумя номерами, назавтра вы снова сосредоточитесь на самом главном.

3. ПРИДУМЫВАЙТЕ СЕБЕ СТИМУЛЫ. Мы лучше делаем то, что нам ХОЧЕТСЯ делать. Такие дела мы, как правило, выдвигаем вперед тех, которые нам НУЖНО сделать. Отсюда задача — как-то превратить свои занятия из «надо» в «хочется», и продуктивность вашей деятельности повысится почти автоматически.

4. УСТАНОВИТЕ ТВЕРДЫЕ СРОКИ. Один из способов связать себя обязательством (да и не только себя!) — назначить для выполнения определенного задания твердый срок. Одно дело сказать себе: «Я отвечу на письмо при первой же возможности» — и совсем другое — решить: «Я отвечу на письмо, а потом пойду обедать». В первом случае вы даете себе всевозможные оправдания, во втором — ставите себя в определенные рамки. Но здесь есть два момента.

Первый: сроки должны быть реальными. Иначе вам не удастся выполнить свои обязательства, вы остынете и откажетесь от самого дела.

Второй: твердо держитесь срока. Не расслабляйте себя и не балуйте рассуждениями о том, что вы не сможете выполнить работу в срок, что срок можно перенести. Наоборот, будьте непреклонны к себе, как были бы непреклонны к тому подчиненному, который пообещал что-то сделать к определенному дню.

5. НАУЧИТЕСЬ БЫТЬ РЕШИТЕЛЬНЫМ. Не откладывайте дело со дня на день. Говорят, что успех состоит в том, чтобы поступать правильно в 51% случаев. Поэтому, располагая определенными фактами, решайте и действуйте. И уж если вы что-то сделали, то не теряйте времени на бесплодные размышления о мудрости принятого решения. Двигайтесь дальше.

6. НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ». Если вы не научитесь этому, то окажетесь вовлеченными в такие дела, которыми вы никогда не занялись бы по своей воле. Часть вашей программы самодисциплины и экономии времени именно и должна состоять из того, чтобы отделять плевелы от пшеницы, второстепенное от главного.

Конечно, если вам захочется размяться, отвлечься от дел, сходите поиграть в теннис или волейбол, сходите в бассейн или посидите над шахматной партией — это зависит от ваших интересов,— но избегайте бесцельных обязательств, если в другом месте время можно провести полезней.

7. НЕ УВЯЗАЙТЕ В ТЕЛЕФОННЫХ РАЗГОВОРАХ. Ничто не может соперничать с телефоном как средством экономии времени, когда надо получить какие-то данные, сделать заказ, выяснить недоразумение, отдать указание или условиться о свидании. Но всегда также есть искушение просто поболтать по телефону. Оберегайте себя от этого, заранее определяя, ради чего вы снимаете трубку и с кем собираетесь говорить.. А затем ведите разговор на деловом уровне.

8. ПРИОБРЕТИТЕ ПРИВЫЧКУ К ЗАПИСНОЙ КНИЖКЕ. Всякий, кто хотя бы раз испытал муки, вспоминая, что ему еще надо сделать, поручится за справедливость правила — записывать все предстоящие дела, записывать яркие, мимолетные мысли, номера телефонов и т. д. Целесообразно размещенные пометки на письменном столе, у зеркала, за автомобильным козырьком от солнца и т. п. помогут вам всегда быть наготове относительно всех мелких дел, о которых иначе можно было бы совсем забыть. Карандаш с бумагой может сберечь даже время, затрачиваемое на обдумывание проблем. Надо что-то решить? Набросайте относящиеся к этому данные, и перед вами раскроются разнообразные возможные решения. Выбирайте!

Сберегайте время, затрачиваемое на справки, а потому держите в порядке списки часто требующихся адресов и телефонов. Одним словом, не загружайте память там, где это не нужно.

9. ДОСАДНЫЕ ПОМЕХИ. Добрые друзья и товарищи по работе, любящие поболтать, могут начисто провалить самые лучшие ваши намерения выдержать сроки. Вы можете сохранить их дружбу (и ваш график!), тактично дав понять, что вы в цейтноте.

Если в вашу комнату ходит много народу, попробуйте расположить свое рабочее место так, чтобы сидеть лицом к стене. Другие переносят время обеденного перерыва и остаются работать, когда товарищи уходят обедать.

10. УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ. Вы избежите серьезных ошибок, повторений и переделок, если с первого раза будете стремиться получить исчерпывающие указания и сведения. Явитесь на совещание к 2.30, когда на самом деле оно назначено на три часа, и вы потеряете ценное время. Поэтому прежде чем что-то делать, уточните, где, когда, как, что, почему? Если что-нибудь остается неясным, сразу же спросите.

11. О ШАБЛОНЕ. Многие из нас становятся жертвами шаблонного мышления. Только потому, что мы всегда выполняли что-то одним определенным образом, мы подчас считаем, что это-то и есть самый лучший из возможных способов. Между тем почти всякую работу можно усовершенствовать, стоит только немного подумать. Если сейчас вы делаете что-то в последовательности АБВГ, попробуйте порядок АВБГ. Может быть, получится быстрее. Не передать ли другим часть простейших функций, не требующих особой квалификации? Нельзя ли воспользоваться какими-нибудь канцелярскими машинами, чтобы сберечь время? Не следует ли поинтересоваться, как другие экономят время?

12. НЕ УПУСКАЙТЕ ИЗ ВИДУ МЕЛОЧИ. Вы можете избежать небольших, но растрачивающих время задержек, если будете по возможности предупреждать наступление внезапных мелких кризисов. Это означает, что надо всегда иметь под рукой достаточный запас предметов, наиболее часто употребляемых в вашей работе, в вашем быту,— будь это какие-то запасные детали или канцелярские принадлежности, мелкие предметы туалета или даже денежная мелочь. Если надо, приобретите вторые ключи, очки, зонт, бритвенные лезвия. Решайте с вечера, что наденете утром.

13. ПРИСТУПАЙТЕ К ДЕЛУ СРАЗУ ЖЕ. Прежде чем приняться за работу, множество людей приводят в порядок свои столы, чинят все карандаши, какие только попадаются на глаза, глядят в окна, погружаются в газетный кроссворд, выпивают чашечку кофе, пробегают спортивный отчет, а потом удивляются, куда девалось время! Раз вы знаете, что надо делать, беритесь за дело сразу же. Тут нельзя дать никаких советов. Никто, кроме вас самого, не сможет помочь вам избавиться от привычки мешкать с делами. Принимайтесь за них! Принимайтесь сразу же!

14. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВРЕМЯ ПОЛНОСТЬЮ. Всегда есть возможность намного увеличить свое производительное время, полнее используя его. Это значит, что время поездок, ожидания, завтрака можно занять такими делами, как планирование своего дня, обдумывание предстоящих задач, просматривание записок, которые пригодятся в дальнейшей работе.

15. СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, НА ЧТО ТРАТИТЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. Если игра в мяч вместе с друзьями или ужение рыбы помогают вам отдохнуть и освежиться — прекрасно! Но не предавайтесь таким занятиям только потому, что так делают другие. Мы могли бы сберечь многие часы, если бы были чуть разборчивей при выборе кинокартин и телепередач, которые смотрим, книг и журналов, которые читаем.

16. МЕНЯЙТЕ ЗАНЯТИЯ. Почти никогда тело не устает все сразу. Обыкновенно устают лишь отдельные группы мышц. Меняя занятия, вы сможете побороть ощущение усталости и сделать больше. Так, если несколько часов вы работали сидя и стали утомляться, переключитесь на работу, которую надо делать стоя или при которой надо двигаться. Вы весь день на ногах? Займитесь сидячей работой. Вы не только увидите, что ваш организм способен на большее, но такая перемена сделает вас бодрее, более заинтересованным в работе.

17. НАЧИНАЙТЕ РАНЬШЕ. Начиная день всего на 15—20 минут раньше того, к чему вы обычно привыкли, вы зададите тон всему дню.

18. ВОСПИТЫВАЙТЕ УВАЖЕНИЕ К СВОЕМУ ВРЕМЕНИ. Приобретите привычку мысленно давать вашему времени какую-то оценку, и вы станете по-новому относиться к нему. Такой подход поможет вам также судить о том, стоит ли именно вам заниматься теми небольшими делами, которые, может быть, пробиваются в ваше рабочее время. Ведь не станете же вы покупать теннисные мячи только для того, чтобы сразу же выбрасывать их? Почему же с меньшим уважением относиться к невосполнимому времени?

Итак, есть 18 способов делать больше в имеющееся у вас время. Отнеситесь к ним со вниманием. Испытайте, чего они стоят, и вы окажетесь совсем в ином мире, в таком, в котором время перестанет быть вашим постоянным противником.

Перевод с английского А. Максимова