Ребенок не произносит звук в. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку? Дидактическая игра «Поймай мяч»

Что делать, если ребёнок не говорит?

Что делать, чтобы дошкольник успешно обучался в школе?

Что такое речь? Речь – это высшая психическая функция. Недоразвитие речи проявляется в начальной школе Большой опыт практической работы с дошкольниками и младшими школьниками показал, что недоразвитие фонематического слуха влечёт за собой «неуспехи» ребёнка в школе. Это проявляется в первом классе, когда ребёнку приходится писать под диктовку, на слух. Пропуски, замена и подмена букв, переставление слогов, неправильное обозначение звуков буквами. Родители не понимают причины происходящего и с недоумением соглашаются на занятия с логопедом.

Мой ребёнок выговаривал и выговаривает все звуки! Зачем нам логопед? – удивляются они.

А виной всему недоразвитие фонематического слуха. Ребёнок не научился слышать, вычленять звуки в словах, а значит неправильно обозначит этот звук при письме, т.е. запишет слово с ошибками. Многие дети «двуязычны», русский язык им не родной, а учиться приходится в русской школе. Недоразвитие речи в первом классе может проявляться следующим образом:

  • неправильное согласование прилагательных и существительных в речи устной и письменной,
  • трудности в употреблении «йотированных» гласных,
  • в дифференциации и обозначении твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных.

Бытует мнение, что если у ребёнка слух в норме и все звуки он выговаривает правильно, то специальные занятия по развитию фонематического слуха ему не нужны. Это заблуждение. Как показывает практика, в первом классе для родителей бывают совершенно неожиданными проблемы и проблемки у ребёнка в письменной речи.

Что необходимо знать родителям дошкольника.

Заучивание букв, знание алфавита – это не показатель развития речи у ребёнка.

Это замечательно! Но это второй этап обучения. Ребёнок может читать до школы, но допускать речевые ошибки при письме. Он научается пользовать буквами-значками, но не постигает логики и правил обозначения звуков на письме. Проявляются эти проблемы к концу первого класса при написании слов, предложений, списывании текстов. Приходится слышать объяснение от родителей: «У моего ребёнка нет способностей к русскому языку. Он математик». Это заблуждение. Мы забываем, что исторически первыми в жизни человека появились звуки, а только потом письменная речь. Научите ребёнка слышать звуки и только потом обозначать их на письме.

Ребёнок любит играть. Воспользуйтесь этим, поиграйте с ребёнком! Это доставит огромное удовольствие и ребёнку, и родителям. В серии книг «Парные согласные», «Слышим, читаем и пишем правильно»

я предлагаю в игровой форме выполнить весёлые задания, решить орфографические задачи, поиграть со звуками. Задания направлены на развитие высших психических функций ребёнка, дают пищу для ума, развивают речь, логическое мышление, закладывают фундамент успешного обучения ребёнка. Даже если Ваш ребёнок уже обучается в школе и у него проблемы на уроках русского языка, эти упражнения для него. Вот несколько развивающих игр для детей от 4х лет.

Игра 1 «Поздоровайся со звуком!»

Вариант 1. Играть можно вдвоём с ребёнком. Возьмите для игры мягкие игрушки. В дальнейшем можно брать различные предметы или карточки.

Введение в игру.

Кто сегодня будет здороваться с нами? Назови, выделяя первый звук, - даёт инструкцию взрослый и помогает ребёнку это сделать.

С-с-с-с-собака, з-з-з-з-зайка, к-к-к-к-кукла, мь-мь-мь-мишка, ль-ль-ль-лисичка, о-о-о-ослик, у-у-у-у-утёнок, - говорит ребёнок.

Важно! Научите ребёнка выделять первый звук!

С тобой хочет поздороваться «с-с-с-с-с», - говорит взрослый.

Взрослый называет первый звук и проговаривает его до тех пор, пока ребёнок не подойдет к нужному предмету и не дотронется до него.

В дальнейшем можно усложнить игру, спрашивая: «Какой звук произносим мягко, а какой твёрдо?»

Важно! Похвалите ребёнка за любой успех, даже за самый незначительный.

Вариант 2. Играет группа детей.

Введение в игру.

Назовите своё имя, выделяя первый звук, - объясняет взрослый правила игры.

А –а-а-а-алина, О –о-о-о-оля, Дь-дь-дь-денис, - произносит каждый ребёнок по очереди.

Я хочу поздороваться с каждым из вас по очереди. Для этого я буду называть первый звук имени. Смотрите внимательно на мои губы и слушайте. Тот, кто услышит свой звук, пусть подходит ко мне и говорит слова приветствия, - объясняет взрослый правила игры.

А-а-а-а, «поёт» взрослый до тех пор, пока ребёнок не сообразит, что это зовут его.

Если имя начинается с согласного звука, то взрослый произносит первый звук отрывисто.

Ребёнок стоит напротив Вас в отдалении. Ему ни что не должно мешать на пути к Вам.

В дальнейшем, Вы можете усложнить игру, включая в неё определённые двигательные упражнения.

Например. Если Вы произносите гласный звук (поёте), то ребёнок бежит к Вам, дотрагивается до вашей руки и возвращается на место. Вы произносите звук до тех пор, пока ребёнок не дотронется до Вас, т.е. не поздоровается со звуком.

Если Вы произносите согласный звук (отрывисто, как бы выстреливая его), то ребёнку нужно допрыгать до Вас в данном ритме, дотронуться и вернуться назад произвольно.

Игра 2. «Подари мне звук».

Для игры понадобиться мяч небольшого размера. Можно играть вдвоём, тогда мяч перебрасывается между взрослым и ребёнком, а можно и в группе. Дети встают в линию. Взрослый бросает каждому ребёнку по очереди.

Вариант 1

Я буду бросать тебе мяч и дарить мягкий звук, а ты мне подари твёрдый звук, - объясняет взрослый правила игры.

Произносите: «БЬ» и бросьте мяч ребёнку.

Ребёнок ловит мяч, бросает вам его обратно и произносит этот же звук твёрдо: «Б».

Пары: К-КЬ, Н-НЬ, Г-ГЬ, З-ЗЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЬ,

В-ВЬ, П-ПЬ, Р-РЬ, Л-ЛЬ, Д-ДЬ, С-СЬ, М-МЬ,

Т-ТЬ, Б-БЬ.

Вариант 2. Вы дарите ребёнку твёрдый звук, а он возвращает вам мягкий.

Вы бросаете мяч и произносите: «Д», а ребёнок возвращает вам звук: «ДЬ», и т.д.

Я желаю Вам и Вашим детям успеха!

Причин может быть несколько:

1. Подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей.
**********************************************************************
Приложите усилия к тому, чтобы правильную речь Ваш малыш слышал чаще, чем дефектную. Так же важно следить за тем, чтобы при общении с ребёнком Вы избегали так называемого «сюсюкания». Помните, что аудиозаписи и мультфильмы не заменяют и не восполняют живого общения, для развития речи ребенка и формирования навыков связной речи необходим диалог.

2. Слабость мышц языка, губ или небольшое расстройство координации движений, т.е. ребёнок не может выполнять языком и губами точные целенаправленные движения.
************************************************************************
Для того чтобы проверить не является ли это причиной неправильного произношения звуков, необходимо предложить выполнить ряд упражнений, которые Вы ему покажете.

Во время выполнения ребёнок должен видеть себя в зеркале. Лучше, если Вы представите всё в виде сказки, которую будете показывать вместе.

%0A" border="0">

%0A" border="0">

%0A" border="0">
Упражнение в виде Сказки:
************************
Жили-были Пузырь (надуваем щёки) и Соломинка (втягиваем щёки).

Утром Пузырь всегда улыбался (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).

А Соломинка на него дулась (губы тянутся вперёд трубочкой), потому что тот не хотел умываться.

Они шли вместе чистить зубы. Сначала они чистили верхние зубки (широкий язык за верхними зубами).

Они очень старались и чистили их вправо, влево, внутри, снаружи (соответствующие движения широким языком).

Потом они чистили нижние зубки (повторение движений языком за нижними зубами).

В конце они полоскали рот (поочерёдное надувание щёк – губы плотно сомкнуты).

Наступало время завтрака. Соломинка ставила самовар, который пыхтел вот так (надувание обеих щёк одновременно, с последующим выпусканием воздуха через губы).

И жарила блины, вот такие (широкий язык лежит на нижней губе).

Лапоть с удовольствием ел блины (пошлёпываем губами распластанный язычок, получается звук «пя-пя-пя»).

Слизывая варенье с губы вот так (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Завтрак был таким вкусным, что Лапоть облизывался (кончик языка облизывает губы по кругу).

После завтрака Соломинка садилась шить, а Лапоть ей помогал. Он брал иголку (узкий язык вытянут вперёд) и пытался попасть в ушко ниточкой (узкий язык двигается вперёд-назад), но у него ничего не получалось (узкий язык двигается влево вправо).

Наконец-то, Лапоть вдевал нитку в иголку, и Соломинка пришивала пуговицы, с начала одну, потом вторую (кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку).

Друзья шли на улицу качаться на качелях (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы).

И кататься на лошадке (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки).

Если ваши опасения о слабости мышц подтвердились, то помогите ребёнку в их укреплении: давайте погрызть сухарики, мясо кусочками, выполняйте речевую зарядку. Не забывайте о мелкой моторике, она тесно связана с артикуляцией.

3. Плохо развитый фонематический слух.
************************************
Ребёнок просто не слышит своего неправильного произношения, он думает, что говорит верно. Фонематический слух можно развивать специальными упражнениями.

4. Проблемы из-за особенностей строения артикуляционного аппарата.
************************************************************
Часто встречается короткая подъязычная уздечка. Её или растягивают, или подрезают. Высокое нёбо также может являться причиной неправильного произношения звуков.

Все эти проблемы необходимо решать совместно с логопедом.

%0A" border="0">
НЕВОЗМОЖНО ОБОЙТИ МОЛЧАНИЕМ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ,А ИМЕННО:
Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание».

Если у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения (например, папа или мама не выговаривают звук «Р» или «Л»), то и ребенок будет подражать этому неправильному произношению. Именно этим и можно объяснить нередкие случаи «семейной картавости». В данном случае родители, у которых неправильное произношение звука, не могут заниматься автоматизацией звука с ребенком. Когда у ребенка звук поставлен, автоматизировать его нужно на занятиях с педагогами или с тем из родителей, у которого нет речевых проблем.

Если в семье «двуязычие», то это становится большой проблемой. В детском саду ребенок учится произносить звуки русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Хорошо, когда в этом случае родители идут на встречу педагогам и в период занятий с логопедом по постановке и автоматизации звуков, не используют второй язык. Хочется добавить, что детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия английским языком.

Отдельная история, когда родители начинают сознательно «подстраиваться» под речь ребенка, копировать его неправильное произношение. В следствие этого, ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но так же утрачивает стимул для совершенствования собственной речи – ведь все понимают и его речь так нравится взрослым. В данном случае требуется помощь логопеда.

Бывают случаи, когда родители невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка, не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом. Это можно назвать педагогической запущенностью.

Все перечисленные причины неправильного произношения являются социальными. Ребенку в данных случаях мешает самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением окружение, среда.

Что делать в таких случаях? Немедленно бежать к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным.

%0A" border="0">
НЕБОЛЬШАЯ РЕМАРКА ОТ СПЕЦИАЛИСТА
***********************************
Необходимо напомнить родителям, что следует весьма осторожно относиться к РАННЕМУ изучению иностранных языков. Если у ребёнка проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Любой язык в своей системе имеет звуки, которые характерны только для него. А обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Так, в английском языке, есть межзубные звуки, которые не допустимы в русском языке. Такое произношение у нас считается дефектным и требует серьёзной работы по его преодолению.

Ваш малыш уже знает и правильно произносит все буквы, но, как и прежде, продолжает коверкать слова? Его произношение и дальше остается «детским»? Когда можно считать косноязычие нормой, и стоит ли надеяться на то, что рано или поздно все само собой образуется? Или, возможно, будет лучше, если мы постараемся чем-то помочь крохе? Что может повлечь за собой такое косноязычие, если мы не будем обращать внимания на эту проблему? Вопросов, как вы видите, много. Давайте постараемся дать на них ответ.

Наша речь играет далеко не самую последнюю роль в становлении нас как личности. Благодаря ней малыш может входить в жизнь людей, которые находятся возле него. Если малыш хорошо владеет языком, он может свободно общаться с другими детьми, может выразить свои мысли, в полном объеме овладеть программой , который он посещает, а после - программой школы. Чем выразительнее и внятнее ребенок сможет говорить , тем легче ему будет познавать окружающий его мир и выражать собственные мысли.

Для того, чтобы развитие речи у вашего сына или дочурки было нормальным, необходимо своевременно предупредить и устранить все возможные ее недочеты.

В раннем возрасте неправильное произношение ребенком отдельных букв и даже слов вполне оправданно с точки зрения физиологии. Малыш еще не может в полной мере контролировать все свои движения (куда входит и мелкая моторика). Это можно заметить по тому, как неуверенно он передвигается по комнате, как непросто ему научиться пользоваться некоторыми столовыми приборами, и как трудно ему самостоятельно одеваться. Ведь маленькой ручке очень непросто справиться с непослушной пуговицей или молнией. Так же сложно маленькому язычку произносить стучащие, рычащие и шипящие звуки.

Если подобные недостатки не исправить до того времени, пока малышу не исполнится четыре или пять лет, он сам начинает их замечать, из-за чего порой сильно переживает. Это может привести к тому, что ребенок станет замкнутым и стеснительным, он боится насмешек со стороны, поэтому ни с кем не идет на контакт.

Итак, должны ли папы и мамы вмешиваться в процесс своего крохи, чтобы предупредить перечисленные выше неприятные последствия?

Было время, когда многие ученые с полной уверенностью говорили молодым родителям, что малыш с самого рождения имеет навык освоения языка, и взрослым нежелательно вмешиваться в этот процесс. Вот только такие ученые так и не смогли объяснить феномен детей-маугли. Почему они так и не смогли научиться разговаривать? Куда подевался их навык, о котором они так много говорили? Возможно в среде, в которой никогда не звучит человеческая речь, без помощи других людей кроха окажется лишенным дара освоения речи? Так что же должны делать взрослые, чтобы помочь своему ребенку научиться правильно пользоваться речью, и с какого возраста он будет нуждаться в вашей помощи?

Преодолеть недостатки произношения ребенком отдельных букв и слов, а также научить его правильной речи желательно еще до того, как он пойдет в школу. И для этого есть несколько причин:

1. В первую очередь это обусловлено особой пластичностью детского мозга - малыши усваивают и закрепляют новую информацию намного лучше детей школьного возраста.
2. Неправильные речевые навыки закреплены еще недостаточно крепко, и их можно исправить без особых усилий.
3. У детей дошкольного возраста вы можете устранить речевые недостатки при помощи специальных игр, которые не только значительно облегчат папам и мамам их труд, но и доставят радость малышам. Дети дошкольного возраста с видимым удовольствием играют в звуки, и после того, как освоят их правильное произношение, радуются и произносят их многократно. Крохи гордятся своими успехами, из-за чего они становятся более раскрепощенными при общении с окружающими их людьми.

Поможем малышам развить речь

Родители должны всячески поощрять лепет и гуление малыша, начиная с . Обращаться к крохе следует ласково, и совместно стараться разборчиво проговаривать все слоги и звуки.

Ближе к годовалому возрасту, когда ребенок начинает произносить отдельные слова, разговаривать с ним нужно как можно медленнее, не забывая при этом про интонацию. Свои слова старайтесь подкреплять указаниями на те предметы, которые они обозначают. Старайтесь чаще хвалить ребенка за любое достижение. Если он какое-то слово произносит неправильно, укажите ему на ошибку, и несколько раз произнесите его так, как следует. Только ни в коем случае не предъявляйте годовалому малышу каких либо претензий или требований, и не настаивайте на том, что он должен правильно произносить все слова - возможно, такое произношение ему еще не доступно по физиологическим причинам. Тогда зачем требовать от него невозможного? Главное на данном этапе развития - закреплять верное произношение букв и слов на слух, и не выработать у него отторжение к речи.

В период от двух до трех лет старайтесь как можно меньше разговаривать с ребенком «лепетными» вариантами тех или иных слов. Например, при общении с ним кошка должна быть «кошкой», а не «мяу», процесс принятия пищи - «кушать», а не «ням-ням». И так далее. Сами вызывайте у малыша желание общаться с вами, чего можно добиться отсутствием вашей реакции на его жесты. Ведь согласитесь, проще всего - показал пальчиком, чего хочешь, и папа с мамой сразу все поняли. Для начала сами проговаривайте его просьбу. Например, если он хочет игрушку, и показывает на нее пальчиком, произнесите вслух его просьбу: «Мама, дай мне игрушку». Если он старается самостоятельно повторить эту просьбу, всячески поощряйте его.

По достижении трех или четырехлетнего возраста развитие ребенка уже разрешает ему правильно произносить практически все слова. Именно с этого возраста вы должны усиленно следить за произношением своего чада и всячески помогать ему успешно осваивать свой родной язык.

Немаловажное значение в развитии детей играют и окружающие его люди. Очень важно, чтобы с малышом такого возраста вы говорили медленно и с расстановкой, использовали интонацию, четко произносили все слова и буквы. Таких детей очень привлекает мелодика речи. Иногда она привлекает их даже больше, чем само ее содержание. По-возможности старайтесь говорить нежным и приятным голосом, выражайте свои чувства. Всегда помните про интонацию.

На ребенка крайне пагубное воздействие оказывает позиция родителей, считающих, что их чада должны вести себя так, чтобы их было видно, но не слышно. Это неправильно, дети должны говорить как можно больше, ведь с развитием речи у них развивается также и мышление.

Если кроха не может правильно произнести тот или иной звук, поиграйте с ним. Например, если малышу трудно дается произношение звука «ж», можно поиграть с ним в маленьких жучков. А вот если необходимо подправить произношение буквы «з», он (с вашей помощью, конечно) может вообразить себя Винни-Пухом, который полез на дерево за медом , а на него напали пчелы, которые постоянно зудят «зззззз».

Кроме того очень полезно развивать с ребенком направленную воздушную струю, которая играет немаловажную роль в произношении многих звуков. С этой целью вы можете предложить карапузу подуть на небольшие шарики, сделанные из ваты, или поставить импровизированные ворота, и играть с ним в игру, кто быстрее загонит в них ватный шарик при помощи струи воздуха.

Если в процессе игры малыш произносит звук правильно, то есть он в состоянии его произнести, а в разговоре всегда употребляет его на детский манер, вы должны непременно обратить на это внимание ребенка . Скажите ему, что он опять произнес этот звук неправильно, и постарайтесь вместе проговорить данное слово несколько раз, пока у него не получится произнести его так, как должно быть. К примеру, во время игры, когда мама просит его показать, как делает змейка, он шипит «шшш», и, спустя несколько минут после этого, подбегает к маме и просит, чтобы она дала ему «сапку» вместо «шапки». Такая методика даст возможность малышу задействовать слух для выработки правильно произношения (различение звуков в науке называется фонематическим слухом, и от того, насколько оно сформировано, зависит правильность речи ребенка ). Таким образом, малыш начнет намного внимательнее относиться к собственной речи, и станет самостоятельно исправлять свои ошибки.

Если у вашего крохи никак не получается произнести правильно тот или иной звук, постарайтесь помочь ему. Покажите, как выглядят губки и где находится язычок, когда мы произносим определенный звук. Пусть малыш попробует самостоятельно произнести его, подражая вам. Если и после такого урока у него ничего не получается, не стоит требовать от него многократного его повторения- и так у вас ничего не получится. Лучше на некоторое время отвлекитесь от проведения урока, и попробуйте снова через несколько дней.

Когда у малыша все-таки получится произнести правильно определенный звук, он может настолько этому обрадоваться, что потом будет вставлять его там, где надо, и там, где не надо. Не нужно этого бояться, со временем все само собой образуется. Если он где-то неправ, просто ласково поправьте его. Вместе с ним проговаривайте звуки, сходные между собой по звучанию, делая при этом акцент на разницу между ними. К примеру, звук «сссс» немного схож на дуновение ветерка. Во время воспроизведения этого звука из ротика вырывается прохладная струйка воздуха, в чем малыш и сам может убедиться, поднеся ко рту ладошку. А вот при воспроизведении звука «шшшш» (именно так шипит змейка) воздух, который выходит из ротика, теплый. Когда мы произносим букву «ш» - кончик языка должен находиться за верхними зубами, а во время произношения буквы «с» кончик языка упирается в нижние зубки. Для того чтобы ваш карапуз не путал глухие согласные со звонкими, вы можете предложить ему каждый раз во время их произношения класть ручку на горлышко. Во время произношения звонких звуков таких как «ж», «з» и других, можно ощутить пальчиками вибрацию горлышка, а вот при произношении глухих звуков, таких как «ш» или «с», такого эффекта не возникает. Зависимо от того, чем чаще вы будете уделять внимание различению различных звуков на слух, тем скорее кроха начнет их правильно выговаривать.

Очень часто родители не замечают или не хотят заметить того, что их чада неправильно произносят тот или иной звук. В некоторых случаях это происходит из-за того, что они просто уже привыкли к его речи, и не замечают в ней ошибок. Постарайтесь внимательно прислушаться к своему ребенку . Действительно ли правильно он произносит все звуки? Он выговаривает все слоги в словах, и не переставляет их? Ведь для того, чтобы приступать к коррекции какого-либо нарушения речи, необходимо сначала его выявить. Не стоит ждать, что со временем речь ребенка улучшится сама по себе - помогите ему сами. К тому же это поможет вам наладить с малышом более тесный контакт. Ведь у вас теперь появится еще один повод для того, чтобы уделить немного времени совместным играм, единая цель которых будет - научить ребенка правильно, и, главное, качественно пользоваться родным языком.

Невнимание пап и мам к речевому развитию своих чад в конечном результате может привести к закреплению неправильно произношения звуков и слов. И вы должны понимать, что от того, насколько долго он произносит эти звуки, зависит время, необходимое для его переучивания. Неумение ребенком правильно различать звуки и произносить слова могут привести к проблемам в учебе или к насмешкам окружающих, следствием чего станет значительное ослабление мотивации к посещению занятий. Ребенок замкнется в себе, и вам будет очень трудно вернуть его к прежнему состоянию.

Если вы сделали все возможное для того, чтобы научить малыша правильно разговаривать, но он до четырех или пяти лет так и не научился произносить верно все звуки, и его речь и далее остается неразборчивой, пришло время обращаться за помощью к специалисту.

Итак, подытожив сказанное, мы пришли к следующему выводу:

Папы и мамы должны постоянно следить за развитием речи своего малыша, и всяческими способами стараться сделать этот процесс правильным;
- если у ребенка получается правильно произнести определенный звук - постоянно следите за тем, чтобы и в процессе разговора он также выговаривал его без ошибок. В противном случае неверное произношение может закрепиться в его обиходной речи, и потом исправить что-либо будет намного сложнее;
- в том случае, если малыш просто не в состоянии произнести определенный звук правильно, постарайтесь помочь ему, показав на собственном примере, как это следует делать. После этого пусть ребенок , подражая вам, сам произнесет его. Ни в коем случае не ругайте его за неудачу и не настаивайте, если он сейчас не хочет учиться правильному . Всегда и во всем проявляйте внимание и ласку, чтобы у ребенка не сложилось негативной реакции на речевое общение;
- Если до четырех- или пятилетнего возраста ребенок так и не научился правильно произносить отдельные звуки, это должно стать для вас поводом, чтобы обратиться за помощью к специалисту;

Итак, под конец хочется пожелать успеха вам и вашим малышам в освоении языка. И не забывайте, что чем ребенок меньше, тем легче преодолеть языковые трудности. И делать это желательно только в процессе игры.

Вначале это обычно не беспокоит родителей - их даже умиляет беспомощный детский лепет, и они сами повторяют смешные детские словечки. Время идет, речь постепенно исправляется. Но всегда ли? К сожалению, нет. Иногда ребенок привыкает неправильно произносить звуки, и то, что вначале казалось милым и забавным, становится неприятным для постороннего слуха и, главное, вредным для самого ребенка.

Недостатки речи могут задерживать умственное развитие: ведь речь не только служит выражением мысли, но и формирует мышление. Если ребенок до поступления в школу не научится правильно говорить, он будет делать ошибки в письме и чтении. Ему не придется прочесть стихи на детском утреннике, участвовать вместе с другими ребятами в спектакле. Скольких радостей лишится такой ребенок и сколько слез ему предстоит пролить!

Итак, вы серьезно озаботились мыслью устранить у своего ребенка дефекты произношения. С чего начать? Прежде всего надо выяснить, какие именно ошибки он делает. Наиболее часто дети неправильно произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорные (Р, Л), свистящие (С, 3, Ц).

Заготовьте серию картинок, по которым будете проверять чистоту произношения звуков. Показывайте их, предлагая называть изображенные на них предметы. Важно, чтобы ребенок называл их именно сам, а не повторял слово вслед за вами - в последнем случае оценка его речи будет менее точной.

Каждый звук проверяется в разных сочетаниях, поэтому ему должно соответствовать не менее двух картинок. Например, для звука Ш - шапка, карандаш, для Р - карандаш, пожарник, сахар, для Й - зайка, язык, яйцо, елка, ящик.

Какие варианты неправильного звука надо уловить?

Их может быть четыре:

Ребенок совсем не произносит какой-либо звук. Он говорит Апка вместо шапка или кААндаш вместо карандаш.

Заменяет один звук другим . Тогда он произносит Сапка вместо шапка или каЛандаш вместо карандаш.

Искажает звук . В этом случае он заменяет нужный звук другим, не существующим в русском языке. Например, произносит звук С с высунутым между зубами кончиком языка или Р произносит гортанно и т. д.

Пользуется звуком неустойчиво. В одних словах ребенок произносит его правильно, а в других - нет (огуреЦ, но Сыплята, яйСо) или изолированно может произнести звук, а в словах и в самостоятельной речи им не пользуется.

Ваша задача - возможно тщательнее проследить, отчего звук получается у ребенка неправильным, в чем механизм его нарушения. Опыт показывает, что чаще всего причина - в нарушении движений органов речи (языка, губ) и слухового восприятия. Вот почему необходимо обязательно выяснить, достаточно ли подвижны язык и губы у ребенка. Для этого проделайте с ним следующие упражнения:

1. Открыть рот. Не закрывая его, высунуть кончик языка и спрятать. Повторить несколько раз.

2. То же, но теперь кончик языка попеременно перемещать из одного угла рта в другой (игра «Маятник»).

3. То же, но кончик языка совершает круговое движение по нижней, верхней, снова нижней губе и в обратную сторону (не касаясь противоположной губы).

Если ребенок затрудняется делать самостоятельно эти упражнения, необходимо помочь ему, взяв за кончик языка чистым бинтом и передвигая его в нужном направлении. Впоследствии ребенок сам будет помогать себе, пока необходимость в этой помощи не исчезнет.

4. Научите ребенка делать язык «лопаткой» (широкий язык, ненапряженный). Слегка пошлепайте черенком чайной ложки по середине языка, если он будет напряженным.

5. Затем научите ребенка сильно высовывать напряженный остроконечный язык («иголочка»). Нужно, чтобы ребенок мог сделать язык то «лопаткой», то - «иголочкой».

6. Из положения языка «лопаткой» легко сделать язык «трубочкой», если в этот момент слегка сжать пальцами с двух сторон щеки ребенка и попросить его вдохнуть ртом.

7. Из этого же положения языка «лопаткой» можно сделать язык «чашечкой», если слегка загнуть кончик его вверх.

Упражнения для языка и губ следует проделывать многократно, лучше перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свои движения. Цель их в том, чтобы активизировать мышцы речевых органов, научить ребенка управлять ими, удерживать в заданном положении. Без этого он не сможет преодолеть неправильное произношение звуков.

Еще более важно для формирования хорошей, чистой речи слуховое внимание ребенка, его восприятие звуков речи окружающих людей и слуховой контроль за собственной речью. Чтобы оценить, какое значение имеет для ребенка речь окружающих, вспомним известный в истории изуверский эксперимент падишаха Акбара. Задумав проверить придворных мудрецов, утверждавших, что каждый ребенок рано или поздно заговорит на языке своих предков, даже если его никто этому не учил, Акбар на семь лет изолировал от мира нескольких малолетних детей разных национальностей. Прислуживал детям немой. Они никогда не слышали человеческого голоса. Когда же падишах в присутствии своих мудрецов наконец освободил маленьких узников, его встретил вой, нечленораздельные вопли. Так были посрамлены мудрейшие из мудрых…

Доказано, что речь ребенка формируется на основе восприятия им речи окружающих людей, которую он первоначально учится осознавать, различать и которой затем подражает. Вот почему для преодоления недостатков произношения необходимо, чтобы ребенок умел узнавать и выделять звуки речи.

Играем в игры...

Для обследования и развития у ребенка слухового внимания и контроля можно рекомендовать несколько упражнений и игр.

1) Узнай предмет по звуку . Возьмите 3–5 звучащих игрушек (погремушку, флейту, барабан, гармошку). Познакомьте ребенка со звучанием каждой из них. После этого предложите ему отвернуться и отгадать, на какой из них вы только что поиграли.

2) Теперь предложите ребенку отгадать, по какому предмету вы постучали палочкой (стакан, блюдце, картонная коробка, пластмассовая игрушка).

3) Кто это? Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребенок должен отгадать, кому он подражал.

4) Внимательный ли ты? Ребенок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, сначала хорошо слышимый в речи (Р, У) или тот, который он правильно произносит. Затем вы произносите ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его. Например, Рыба, Рак, голова, стол, коРыто. Ребенок должен поднять руку, когда услышит слово со звуком Р.

5) Разновидностью предыдущей игры будет определение места данного звука в слове (в начале, середине, конце).

6) Более сложная форма - игра с картинками. Среди них ребенку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, название которого содержит заданный звук.

7) Когда ребенок достаточно свободно научится выделять в словах звуки, которые он произносит правильно, поручите ему узнавать один из искажаемых им звуков. Проделайте упражнение 4), 5), 6). Если он с заданием справится, произнесите этот звук. Попросите повторить его за вами.

Если ребенок затрудняется выполнить упражнения, не торопите его, не расстраивайтесь и потренируйтесь на предыдущем материале, который можно варьировать: менять игрушки, картинки, брать новые слова.

8) Еще более сложной формой звукового анализа является сопоставление двух звуков, близких по звучанию или по артикуляции (положению органов речи): С-3, П-Б, Ш-Ж, Ч-ТЬ, Ц-С и др. Здесь также приемлемы упражнения 4), 5), 6); только в этом случае ребенок одно временно выделяет два звука из общей массы и различает их между собой.

9) Разновидностью предыдущего упражнения является вычленение и различение правильного звука от того, которым он заменяется (например, Р-Л, С-Ш, Ц-С).

10) Сам назови слова. Это одна из завершающих форм работы. По заданию взрослого ребенок самостоятельно называет слова с определенным звуком. Здесь можно варьировать: звук может быть в начале слова, в середине и в конце.

Нужно ли обращать внимание детей на дефекты речи?

С 4–5 лет дети обычно и сами осознают свой недостаток и переживают его подчас очень болезненно, замыкаются в себе, становятся нервными, молчаливыми. Если не обращать внимания на речь ребенка, эти нервно-психические нарушения могут усилиться. Проводите занятия в форме игры.

В последнее время встречаю все больше детей со смазанной, невнятной речью, где искажены или отсутствуют звуки даже раннего онтогенеза. Если раньше у детей к 7 годам не было двух-трех звуков: [р] и [л], то сейчас даже в школу ребенок приходит без свистящих, шипящих и вышеупомянутых сонорных звуков. Особую тревогу вызывает отсутствие у первоклассника свистящих звуков: [с], [з] и [ц], которые должны появится у ребенка с нормой развития к 4 годам. Работа над свистящими звуками не займет много времени: от одного до трех месяцев - главное вовремя начать.

Причины

Конечно, для этого необходимо обратиться к логопеду, чтобы он посмотрел, каков характер нарушения звукопроизношения свистящих звуков. Называется это нарушение сигматизм свистящих и делится на следующие виды:

    Межзубный сигмтизм . Явление, когда при произношении свистящих звуков кончик языка вываливается между зубов, отчего вместо звука [с] мы слышим или [с"], или шепелявый призвук [ш]. Связано это, в первую очередь, с тем, что у ребенка слабы мышцы языка, который напоминает тряпочку и не держится за зубками.

    Губно-зубной сигматизм . При производстве звуков [с] и [з] - зубы приближаются к верхней губе, вследствие чего мы слышим призвук [в] или [ф]: «фобака» вместо «собака», «велёный» вместо «зелёный».

    Боковой сигматизм . Когда ребенок произносит [с], язык заваливается на бок или рот искривляется в одну сторону, поэтому звучание приобретает шепелявый оттенок.

    Призубный сигматизм - кончик языка поднимается к верхним зубам, вместо звука [с] мы слышим [т"], вместо [з] - [д"]: «тяпоги» вместо «сапоги», «дяйка» вместо «зайка».

    Носовой сигматизм встречается, если у ребенка аденоиды или ринолалия, струя воздуха попадает в нос, вследствие чего звуки [с] и [з] приобретают носовой оттенок.

Также часто наблюдаются дефекты смягчения: когда ребенок вместо твердого [с] или [з] произносит их мягкие варианты. Это явление встречается в случаях, когда язык малыша напряжен, спинка задирается к верхнему нёбу, вызывая смягчение звуков. Ребенок с малых лет учиться говорить по подражанию и, если в семье сюсюкают или кто-то из членов также искажает звук, то вполне вероятно, что на слух малыш определит для себя «правильное» произношение. Поэтому важно, чтобы и родители дома чисто и четко разговаривали.

Учимся «свистеть» и «звенеть» правильно

При работе над любым дефектным звуком нам всегда в помощь - артикуляционная гимнастика. От ее ежедневного выполнения зависит половина успеха. Свистящие звуки [с] и [з] - одинаковы по артикуляции, поэтому для них подойдет один и тот же комплекс упражнений, главное понять, каков артикуляционный уклад нам нужен. Для звука [с] он такой: губы растянуты в улыбке, зубы стоят ровно друг над другом «заборчиком», между зубами небольшая щель, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка немного напрягается и поднимается к нёбу, его края прикасаются к верхним зубам, по центру языка образуется неглубокий желобок, по которому струя воздуха проходит свободно и выдыхается между щелью в зубах. Попробуйте!

Итак, нам необходимо выработать «желобок» на языке, небольшой верхний прогиб языка с опорой на нижние зубы («горка»), ровность положения верхних и нижних зубов - «заборчик», симметричную растяжку губ в улыбку. В тех случаях, если у ребенка чрезмерно напряженный или расслабленный язык необходим зондовый логомассаж языка.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

Переходим к артикуляционной гимнастике, о которой подробнее можно узнать :

    «Заборчик»;

    «Улыбка»;

    «Улыбка-трубочка»;

    «Почистим зубки языком» - нижние зубы;

    «Желобок»;

  • «Киска сердится»;

Подробнее хочу остановится на последних четырех упражнениях. «Желобок» - сворачиваем язычок в трубочку, боковые края задираются кверху, кончик просовывается между зубами. Это упражнение не могут выполнить даже некоторые взрослые, поэтому нужно потренироваться. Для этого можно взять ватную палочку и надавить ей на середину языка, вызывая прогиб вдоль всего языка. Если это не получается, то я рекомендую положить ребенку на кончик языка небольшой кусочек ватки и дуть на него, открыв рот и высунув язык. При производстве звука [с] нам просто необходим небольшой желобочек на языке, чтобы по нему проходил воздух. При систематических тренировках желобок вырабатывается у всех детей без исключения.

«Горка» - кончик языка упирается в нижние зубы, спинка поднимается вверх, образуя горку, рот открыт. Это упражнение особенно полезно тем детям, у которых язык слабый и вываливается между зубов. Необходимо помнить, что при производстве свистящих звуков спинка языка должна быть немного напряжена. Если не получается выгнуть язык, то под него можно положить пластмассовую трубочку из-под сока, механически закрепив при этом кончик языка за нижними зубами шпателем или пальцем.

«Киска сердится» - это упражнение рассчитано на тренировку мышц языка с эффектом: напряжение-расслабление. На счет один язык упирается в нижние зубы и напрягается - «горка», на счет два - расслабляется, средняя его часть опускается, язык также продолжают упираться в нижние зубы, рот открыт, для удобства можно поставить на язык зубы.

«Сани» - старое забытое упражнение, но оно очень хорошо для слабых язычков при межзубном сигматизме. Рот широко открыт, губы в улыбке, отрывисто произносим звук: ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы. Язык напоминает сани, при этом его средняя часть автоматически движется вперед-назад.

Учимся правильно произносить звук [с]

Когда ребенок научится выполнять все упражнения правильно и без усилий, переходим к постановке звука [с]. Произносим протяжно - ссссссссссссссссс. Контроль: губы обязательно в улыбке и не съезжают в сторону, язык лежит на дне ротовой полости в виде небольшой горки, упираясь кончиком в нижние зубы, зубы стоят ровненько, образуя небольшую щель для прохождения воздуха, который на выдохе проходит по небольшому желобку вдоль языка. Если у ребенка не получается произносить [с] самостоятельно, то механически поможем ему, заправляя ватной палочкой кончик языка за нижние зубы, при этом можно немного надавить на язык для получения желобка. Если ребенок смыкает зубы, то ватную палочку можно закрепить между зубками, если не держит губы в улыбке - можно, помогая руками растягивать уголки губ в стороны. Струя выдыхаемого воздуха должна быть холодной и проходить через центр рта, а не в нос, как это бывает, или сбоку через щеку. Можно подставить тыльную сторону ладошки ко рту и проверить холодная струя или горячая.

Получив чистый изолированный звук [с], начинаем его автоматизировать в открытых слогах: сы, сэ, са. Слоги - со и су не берем на первом этапе, поскольку последующие гласные [о] и [у], требуют движения губ вперед, ломая правильную артикуляцию губ. Затем также отрабатываем в закрытых слогах: ас, ос, ес, ис, ус, ыс и т.д. Далее в слогах со стечением согласных: ска, ско, ста, спа, сва и т.д. Пробуем слоги су и со, затем начинаем автоматизацию в словах, где [с] в начале слова: сад, сыр, сын, сэр, собака; [с] - на конце слова: ас, таз, квас, ананас; в самом конце берем автоматизацию в середине слова: маска, каска, киска. Такая последовательность при автоматизации звука очень важна, поскольку требует дополнительных усилий ребенка при переключении органов артикуляции. Например, при произнесении слова «маска» ребенку необходимо в середине слова переключить губы на улыбку, а язык поставить в нижнее положение, не всегда это легко получается.

Этап автоматизации звука - самый долгий этап и занимает до двух месяцев. Традиционно мы автоматизируем звук сначала в слогах, потом в словах, фразах, предложениях и в связном тексте. Для того чтобы эта работа была наиболее интересной, можно использовать картинки с изображением предметов, содержащих заданный звук, игры с мячом, карточки, стишки, потешки, скороговорки. Речевой материал подбирается на каждый подэтап автоматизации. А также в повседневной речи взрослому необходимо каждый раз поправлять ребенка при неверном произношении, акцентируя внимание на тот орган артикуляции, который неправильно движется. Чаще всего малыши забывают раздвигать губы в улыбку, вытягивая их вперед, при этом и язык слегка поднимается вверх, а нам необходимо закрепить его в хорошем нижнем положении. Если у ребенка к 5 годам нет даже звука [с"], который появляется у нас уже к полутора годам, то это, по всей вероятности, дизартрия, в лечении которой потребуется комплексный подход медиков, логопедов, дефектологов.

Учимся правильно произносить звук [з]

Производство звука[з] отличает от звука [с] лишь тем, что включается голос. Чтобы вызвать интерес у ребенка можно показать, а потом попросить ребенка воспроизвести, как звенит комарик: з-з-з-з-з-з-з. Для наилучшего закрепления ощущения можно руку ребенка положить сначала на горлышко взрослого, а потом на свое, и произнести попеременно звуки [с] [з], тогда ребенок ощутит силу голоса - при [з] «моторчик заработал в горле». Постановка [з] чаще всего происходит по подражанию взрослому.

Когда появляется изолированный звук [з], начинаем работу по его автоматизации по той же схеме, что у звука [с]: в слогах, словах, фразах и т.д. Встречаются такие случаи, когда ребенок оглушает [з] и говорит вместо него [с]. Здесь нужно поработать над фонематическим слухом ребенка, возможно он плохо слышит эти звуки и не различает. В случае трудностей также возвращаемся к тактильным ощущениям: рука на горлышке.

Учимся правильно говорить звук [ц]

Звук [ц] является трудным для многих детей, так как это аффрикат, то есть состоит из двух звуков смычного и фрикативного [т] и [с], поэтому требует дополнительных усилий языка. Многие дети заменяют [ц] на [с]: «сапля» вместо «цапля», «писа» вместо «пицца». Дело в том, что при производстве [ц] требуется сначала поднять кончик языка наверх за верхние зубы([т]), а затем быстро опустить его вниз за нижние зубы ([с]). Если у ребенка не отработан верхний подъем языка, то ему сложно произнести [ц]. Поэтому для постановки звука [ц], кроме вышеперечисленных артикуляционных упражнений для свистящих звуков я рекомендую упражнения: «почистим зубки языком» - сверху и «парус» - поднимаем кончик языка наверх за верхние зубы и держим на счет до 20, рот при этом широко открыт.

При постановке звука [ц] - основной прием - это быстро произносить два звука [т] и [с]: тс-тс-тс-тс-тс-тс-тс (по подражанию). При появлении хорошего изолированного звука начинаем автоматизацию сначала в закрытых слогах, поскольку там [ц] находится в более звучной позиции, и более легко переключается язык от гласного к двойному согласному: ац-ац-ац - бац, ец-ец-ец - отец и далее уц, иц, оц, яц, затем также в словах, где [ц] находится на конце. Только после закрепления в закрытых слогах переходим к открытым: ца, цо, цу, цэ, ци; далее на позицию в начале слова: цапля, цирк, цокот и т.п. В самом конце автоматизируем в слогах и словах со стечением согласных: кольцо, крыльцо, отца, молодца. Если четкий звук [ц] появился во всех позициях слова переходим к фразам, предложениям, связной речи.

После постановки и автоматизации всех свистящих звуков дети нередко начинают их путать в речи, поэтому необходим еще один этап логопедической работы: дифференциация звуков. Чаще всего путают [с] и [з] (оглушение или озвончение), [с] и [ц]. В данном случае необходимо тренировать фонематический слух, используя игры: «хлопни, если услышишь звук», «повтори цепочку слогов»:

са-са-за, са-са-ца,

са-за-са, са-ца-са,

са-за-за, са-ца-ца,

за-за-са, ца-ца-са,

за-са-за, ца-са-ца,

за-са-са, ца-са-са.

На каждом этапе логопедической работы важно добиться хорошего результата как по закреплению звука в речи, так и по развитию фонематического слуха. Если какая-либо сторона речи у ребенка останется недоразвитой, то позже возможно появление ошибок на письме, таких как замена одного звука другим или их смешение. При чтении могут возникнуть аналогичные проблемы, поэтому лучше не откладывать работу по постановке свистящих в долгий ящик. Если ребенок к 4 годам не свистит и не звенит - это уже повод обратиться за консультацией логопеда. К 1 классу у ребенка должны быть поставлены и автоматизированы все звуки, так как начинается более сложный этап речевого развития - формирование письменной речи.

Юлия Савельева