Визуал аудиал врожденное или приобретенное. Дети — аудиалы, визуалы, логики, кинестеты. Что нужно знать родителям. Правила воспитания детей кинестетиков

Многие мамы задают вопрос о том, как определить, аудиал, визуал или кинестетик ребенок. Попробуем дать на него ответ. Но рекомендуем помнить, что «чистых» психотипов в природе практически не встречается. Поэтому вполне может быть такое, что ваш ребенок может одинаково хорошо воспринимать информацию через слух, зрение и ощущения.

Ребенок-аудиал: признаки и особенности воспитания

Узнать психотип ребенка можно еще до того, как ему исполнится год. Например, аудиалы очень чувствительны к различного рода звукам. Они обожают, когда с ними разговаривают. Быстро успокаиваются, услышав мамин голос или любимую мелодию. Очень рано начинают лепетать. Просыпаются от малейшего шороха, поэтому считаются самыми беспокойными. Издают возгласы, когда счастливы.

Став постарше, дети-аудиалы с удовольствием занимаются в тех группах, где учителя могут уделить достаточное внимание каждому воспитаннику. Они хорошо перерабатывают информацию, быстро строят гипотезы и делают логические выводы, обожают слушать и разговаривать. Но могут быть несколько надоедливы, поскольку большинство своих действий обычно проговаривают вслух.

Чтобы вырастить ребенка-аудиала образованным человеком, родителям рекомендуется:

  • организовать в доме тихое и спокойное место для игр и учебы;
  • больше читать малышу разных книг;
  • использовать при разговоре паузы, выразительные предложения, жесты;
  • громко проговаривать наиболее ценные слова;
  • приобрести для школьника музыкальные диски, аудиокниги и диктофон;
  • научить ребенка обдумывать действия или проговаривать их шепотом;
  • записать его на любые лингвистические курсы.

Ребенок-визуал: признаки и особенности воспитания

Ребенок-визуал до года любит смотреть, что происходит вокруг. Он быстро успокаивается, увидев знакомую игрушку или маму/папу. Во время кормления рассматривает мамино лицо. Ему нравится: смотреться в зеркало, наблюдать за тем, как кто-то из близких людей корчит рожицы, рассматривать картинки в книжках, играть с подвешенными игрушками.

Когда визуал подрастает, он начинает интересоваться разными буквами и знаками, плакатами с красивыми картинками, конструкторами. Быстрее всего запоминает ту информацию, что представлена в виде выделенного текста, красочной графики, схемы и так далее. Думает образами, т.е. визуализируя воображаемые ситуации. Обычно с трудом воспринимает инструкции, данные в словесной форме. Поэтому нередко переспрашивает.

Чтобы ребенок-визуал мог вырасти грамотным человеком, родителям нужно:

  • приобрести и повесить, в том числе - над столом, обучающие плакаты;
  • помочь ребенку развить речевые способности, физическую координацию, чувство общественности;
  • разработать обучающие карточки со схемами или картинками;
  • объяснить малышу, как работать с картами, плакатами и макетами;
  • разрешить подчеркивать важную информацию маркерами или цветными карандашами;
  • приобрести альбомы и тетрадки, в которых можно рисовать, писать или чертить.

Ребенок-кинестетик: признаки и особенности воспитания

Ребенок-кинестетик довольно рано начинает активничать. Ему нравится играть, переворачиваться с живота на спинку и обратно, ползать, добираться до труднодоступных мест и так далее. Обожает, когда его подбрасывают вверх, щекочут или просто возят в коляске. Быстро успокаивается, если сделать массаж. Любит купаться. Лепетать и разговаривать начинает позже других деток. Сильно привязан к родителям, практически не слезает с рук. С удовольствием ощупывает и обнюхивает все вокруг.

Став больше, ребенок-кинестетик начинает разбираться в природе вещей. Он частенько разбирает игрушки, чтобы посмотреть что там внутри. Ему нравится помогать вам по хозяйству, конструировать, собирать или разбирать предметы. Поэтому такие наборы, как «Юному технику» или «Пазлы», обязательно должны быть среди его учебных пособий. Еще одна характерная черта всех кинестетиков – высокая подвижность. Они всегда готовы променять чтение даже самой интересной книги на любое другое занятие.

Чтобы ребенок начал учиться с удовольствием, его родителям нужно:

  • приобрести для занятий наборы минералов и камней, объемные глобусы и иные практические материалы;
  • учить ребенка чтению через письмо, а ни как не наоборот;
  • приобрести красиво иллюстрированные детские энциклопедии;
  • почаще посещать с малышом разные выставки, контактные зоопарки и музеи;
  • позволять ребенку чередовать умственные и физические нагрузки;
  • предлагать ребенку написать какое-либо слово несколько раз, чтобы хорошо его запомнить.

Как еще можно определить тип восприятия?

Для подростков существует уникальный тест «Аудиал, визуал, кинестетик», созданный С. Ефремцевым. Его интересно проходить даже взрослым. Чтобы узнать, какой тип восприятия преобладает у дошкольника можно также обратить внимание на:

1. Часто употребляемые слова

  • Аудиал – «я слышу», «разговариваю», «громко», «тихо» и т.д.
  • Визуал – «я вижу», «смотрю», «наблюдаю», «светлый», «темный» и т.д.
  • Кинестик – «я чувствую», «удерживаю», «горячо», «холодно» и т.д.

2. Способ выражения любви

  • Аудиал – обычно выражает ее словами, при этом может даже ни на кого не смотреть;
  • Визуал – устанавливает для этого зрительный контакт «глаза в глаза»;
  • Кинестетик – показывает свою любовь через объятия, поцелуи и поглаживания.
  • Аудиал – смотрит прямо;
  • Визуал – глядит куда-то вверх;
  • Кинестетик – направляет свой взгляд вниз, будто под ноги.

Стоит заметить, что кроме аудиалов, визуалов и кинестетиков, некоторые психологи выделяют еще дискретов (или дигиталов). Но ими обычно не рождаются, а становятся в ходе роста и приобретения новых навыков. Поэтому рассматривать их в рамках данной статьи мы не будем. Родителям детей других психотипов рекомендуем не зацикливаться на определениях и предположениях. Обучайте ребенка всему, что знаете сами и даже больше. Развивайте его всесторонне, чтобы в будущем он мог занять достойное место в этом мире.

Ребенок поймет и прислушается к словам родителя, воспитателя, учителя, если сообщать информацию, строить предложения на “его языке”.

Тест для детей аудиал, визуал, кинестетик предназначен для определения способа познания окружающего мира или, как его называют, ведущего канала восприятия ребенка.

Данная методика будет полезна, в первую очередь для родителей детей 5-8 лет.

Тест для детей аудиал, визуал, кинестетик. Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников:

Инструкция.

Читая материал опросника, отмечайте черты, присущие вашему ребенку. Затем суммируйте и сравните полученные результаты. Одно из определений – аудиал (слуховое восприятие), визуал (зрительное восприятие) или кинестетик (тактильное восприятие) – соберет большее количество отметок. Это определение и будет означать тот способ познания, который наиболее характерен для ребенка.

Тестовый материал.

1. ОБЩЕНИЕ . Если мой ребенок хочет что-нибудь сказать, то…

Он говорит, используя самые простые обороты речи

Он неправильно произносит некоторые слова и звуки

Он пропускает наречия и предлоги

Он использует те же обороты речи, что и взрослые

Он использует грамматически правильные предложения

Он рассказывает тщательным образом продуманные истории

Кинестетик

Его речь тяжело понять

Он говорит короткими, грамматически неправильными предложениями

Он стремится изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них

2. ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. Во время игры мой ребенок…

Отдает предпочтения головоломкам и настольным играм

Наслаждается компьютерными играми или играми с калькулятором

Узнает о новых вещах, наблюдая

Любит слушать аудиозаписи

Любит книги и игру фантазии

Учится новому, читая инструкции

Кинестетик

Любит играть на свежем воздухе

Наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке

Почти каждой игрушке находит полноценное применение

3. СЛОЖНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Когда мой ребенок начинает что-то делать руками, то…

Он пишет старательно

Его художественные изделия очень аккуратны и красивы

Он легко вырезает, раскрашивает, склеивает

Он пишет достаточно неплохо

Во время работы он разговаривает сам с собой

Его художественные изделия достаточно привлекательны

Кинестетик

Ему очень тяжело писать

Многие буквы и цифры у него получаются некрасивыми –

Его художественные работы неопрятны

4. ПРОСТЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Когда мой ребенок начинает двигаться…

Настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе

Любит бадминтон, поскольку эта игра очень хорошо ему удается

Любит игры с четко установленными правилами

Он больше разговаривает, чем играет

Отдает предпочтение играм, требующим вербального общения

Во время какой бы то ни было деятельности, разговаривает сам с собой

Кинестетик

Игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр

Имеет хорошую координацию

Не ходит спокойно, а носится

5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАВЫКИ. Когда мой ребенок находится в окружении других детей, то…

Даже в толпе остается одиноким

Прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие

Долго привыкает к новым людям

Буквально расцветает в кругу друзей

Может мешать во время занятий в классной комнате, поскольку, очень много разговаривает

Часто отвечает за других и ведет себя несколько пренебрежительно

Кинестетик

Коллективистский, но не очень разговорчивый

Может причинять беспокойство, поскольку во время занятий в классе мешает своим соседям

Любит пошалить

6. ЭМОЦИИ. Когда ребенка что-то тревожит, то он…

Вообще не очень эмоционален

Начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других

Свободно рассказывает о своих ощущениях

Может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений

Кинестетик

Эмоционально зависим и легко обижается

Когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь

7. ПАМЯТЬ . Когда мой ребенок занимается, он…

Может воспроизводить буквы и цифры по памяти

Помнит о том, что ему показывали

Лучше всего учится, заучивая наизусть

Знает звуки, соответствующие буквам алфавита

Кинестетик

Плохо запоминает

Легко отвлекается

8. ШКОЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Когда мой ребенок находится в классной комнате, он…

Следит за опрятностью своей одежды

Следит за чистотой своего рабочего места

В свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел

Медленно привыкает к новой ситуации

Его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен

Ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место

Он внимательный и послушный

Он исполняет соло в большинстве дискуссий и часто говорит воспитателю о чьем-то неправильном поведении

Кинестетик

Он абсолютно не заботится о своем внешнем виде и нередко бывает весьма неопрятен

Работает в окружении полнейшего беспорядка, способен переворошить свое рабочее место за несколько минут

Каждый человек – индивидуальность и этим интересен. Как эти особенности развития выявить и сохранить, сделать общение и обучение детей бесконфликтным?

Направление, называемое нейролингвистическое программирование (NLP), уделяет много внимания сенсорному развитию. На его основании выделяются сенсорные типы личности.

Рассмотрим именно их, как основу неповторимости каждого человека.

Визуалы

Визуалы – люди, воспринимающие мир через зрительный канал, образы.

Они предпочитают богатые зрительные ряды, особенно кино, живопись, видят оттенки, сюжет. Визуалы – хорошие артисты и ораторы, тщательно следят за модой. Для них важен внешний вид, интерьер, стиль. Это у них часты комплексы во внешности, особенно в подростковом возрасте. Дети-визуалы очень ярко представляют себе то, о чем читают, поэтому им надо осторожно читать рассказы с плохим концом.

Их язык – язык образов (у взрослых часто язвительных).

Образы они переводят в слова: видимо, видите ли, на мой взгляд, мне кажется, представьте себе, постарайтесь увидеть, вы не представляете, если взглянуть, вы явно напрашиваетесь на комплимент, как-то это не просматривается, что устроили показуху и прочие. Тоска у визуала зеленая, черная, путь во мраке.

Глаза их смотрят чуть-чуть вверх, особенно когда приходится что-то припоминать.

Это им учитель говорит: "На потолке ничего не написано". Сидят обычно на краешке стула, как будто готовы взлететь. Активно жестикулируют. Причем жестикуляция у них похожа на рисование.

Не походите к ним близко. Нет, они совсем не опасны!

Расстояние должно быть таким, чтобы визуал видел вас с головы до ног, так он считывает информацию. Лучше держать среднюю дистанцию. В беседе важен контакт "глаза в глаза". В обучении им удобны картины, схемы (лучше один раз увидеть). Такие дети хорошо чувствуют себя в школе потому, что абсолютное большинство учителей – визуалы.

Аудиалы

Аудиалы – тип людей, воспринимающих мир на слух.

Они предпочитают музыку, поэзию, вообще звуковые ряды . Это аудиалы придумали выражения: "Повторение – мать учения", "Женщины любят ушами". Когда говорят, им не важно, чтобы на них смотрели. В беседе держат глаза прямо, ухо несколько вперед. Любят каламбуры, когда через слово образ. Издают звуки: "э…, м…". Просыпаются со звуком: звучу – значит живу. Любители телефонов.

Речь аудиалов:

Послушайте, я вам скажу; нужно новое звучание; скажите еще раз; нечего тут больше говорить; прислушайтесь, это у вас прозвучало; это у всех на слуху; надо вопрос обговорить; это не звучит; не убеждает; завел старую песню.

Тоска у аудиала глухая (глухо, как в танке), радость – кричащая, звенящая.

Кинестетики

Кинестетики – активные, чувственные, ощущающие. Живут в чувственном, движущемся мире форм, объемов, сравнений. Кинестетики хороши в балете, где важно выражение тела. Движение тела для них очень важно. Если не двигаются, то не живут. Взгляд направлен вниз.

Кинестетики обожают общаться на близком расстоянии, настолько близко, что попытаются крутить пуговицу, если она есть на вашей одежде. Вообще любят крутить что-то в руках. Меняют часто позу (она у них очень выразительна).

Речь кинестетиков.

В речи кинестетиков услышим: объем, плоскость, не хватает глубины, углубить, расширить, не чувствуете, широта взглядов, глубина чувств, гибче, мягче, плотно, не давите на меня, не давите на мозоль, волосы дыбом, крыша поехала, куда тебя понесло, голова кругом. "Дрожь в коленях, душа в пятках, сердце замерло" - это их слова.

Дети-кинестетики больше всего страдают в школе.

Например, они долго считают на пальцах, когда все перешли к счету "в уме". Для кинестетиков это катастрофа. Чего только они не придумывают, чтобы скрыть счет на пальцах: прячут руки за спину, под парту, потихоньку стучат по ней пальцами и еще многое. Остается пожелать таким детям умного учителя, который поймет их особенности развития.

Почему о типах полезно знать?

Представьте беседу визуала и кинестетика. Каждый будет недоволен. Первый сочтет второго невоспитанным, второй первого – гордецом. Проблемы возникают в общении, обучении. В образовании учителю полезно знать, кто сидит у него в классе.

Чистых типов нет, но какой-то обязательно преобладает. Выявить его легче всего по речи. Записывайте в течение нескольких дней глаголы, которые употребляет человек. Их содержание отражает сенсорный тип личности лучше всего.

Сегодня будем говорить о детях-кинестетиках, которые воспринимают действительность не только посредством осязания и обоняния. Главное для них - прикоснуться и почувствовать изучаемый предмет. Именно через ощущения-осязания они могут знакомиться с внешним миром. Также узнаем, как их воспитывать.

Как они выглядят?

Будем разбираться, кто такие кинестетики. Их можно легко распознать по внешним чертам. Итак, характеризуются:

  • Отвлеченностью во взгляде. При беседе никогда не смотрят оппоненту в глаза, причем всячески избегают взгляда даже при важном диалоге и общении с близкими людьми. Достаточно будет прикоснуться к собеседнику, дружески похлопать по плечу.
  • Привязкой к старому гардеробу. Кинестетики годами могут носить вещи и при этом чувствуют себя достаточно комфортно, их не смущает неопрятный внешний вид стоптанной обуви и образ в целом. Нет, от них вкусно пахнет, но их любовь к старым вещам портит о них все впечатление.
  • Непроизвольным движением рук. Они постоянно крутят в руках какие-либо вещи либо поглаживают поверхность приглянувшегося предмета. А при беседе обязательно осуществляют тактильный контакт, к примеру, похлопывание по руке и поддерживание локтя.
  • Наличием мимических морщинок, особенно носогубных. Потому что, выказывая недовольство, они не кричат, а гримасничают.

Благодаря этим характеристикам мы начинаем немного понимать, кто такой кинестетик.

Рассмотрим присущие им качества

Есть некоторые особенности, их отличающие. Это:

  • Поспешность принятия решения. Он готов к тому, что работу придется переделать, но не станет анализировать и прогнозировать перспективы.
  • Спокойствие. Кинестетики неагрессивны, как правило, и благодаря хорошей интуиции чувствуют таких людей и стараются избегать с ними общения.
  • Неразговорчивость. Это качество часто путают с застенчивостью. Просто они неярки в общении по сравнению с разговорчивыми аудиалами, которые познают мир посредством звуков.
  • Меланхоличная черта характера. Их восприятие зачастую зависит от внешних факторов. Они прагматики, но, несмотря на это, все же замыкаются, при этом никого не замечая вокруг себя.
  • Консервативность. Настороженно относятся ко всему неизведанному и новому. Новаторы и бунтари являются большой редкостью среди них.

Таким образом, кинестетик - это человек, который нуждается в том, чтобы его окружали надежные и верные люди. Он отличается покладистым, сдержанным характером. А теперь поговорим о детях-кинестетиках.

Что они собой представляют?

Итак, кинестетик - это человек, который воспринимает новые данные посредством органов зрения и слуха через движения. Малыши-кинестетики очень подвижны, рано делают первые шаги, у них хорошо развита моторика рук. Поэтому обожают шустрые игры. Они не могут долго находиться в состоянии покоя и заниматься монотонной работой. Любят все познавать на ощупь.

Дети-кинестетики - практики. Поэтому объяснять материал им необходимо медленно, простыми словами, используя картинки с жестами и прикосновениями, без них никак. В этом и есть единственная трудность. Необходимо набраться терпения, повторять информацию придется очень много раз, при этом постоянно поглаживая и заключая в объятия ребенка. Можно нашептать материал для запоминания на ушко, потому что, говоря, вы будет прикасаться к нему.

Такие детки тяжело переживают стресс, они глубоко погружаются в себя. Поэтому необходимо больше разговаривать с ними, интересоваться душевным состоянием. Теперь становится немного понятным, как определить детей-кинестетиков. Идем дальше.

Как узнать, кто ваше дитя?

Предложим тест для детей: «Аудиал, визуал или кинестетик». Существует три способа восприятия информации: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (посредством прикосновений). Итак, читая анкету, отмечайте характерные вашему ребенку особенности. В конце суммируйте результаты по всем типам, и где больше будет набрано баллов, к тому типу и относится ваше чадо. Кинестетик-тест:

1. При общении ребенок…

  • Применяет простейшие словесные формы.
  • Говорит, произнося с ошибками отдельные слова и звуки.
  • Опускает предлоги и наречия.
  • Применяет сложные обороты речи.
  • Произносит предложения правильно.
  • Скрупулезно повествует продуманный текст.

Кинестетик:

  • Трудно изъясняется.
  • Объясняется простыми неправильными предложениями.
  • Старается не рассказать, а изобразить.

2. Играя ребенок…

  • Выбирает кроссворды, ребусы и настольные игры.
  • Обожает компьютерные игры и с калькулятором.
  • Посредством наблюдения познает новое.
  • Обожает прослушивать информацию в записи.
  • Предпочитает игры, где необходимо фантазировать и читать книги.
  • Изучая руководства и правила, самосовершенствуется.

Кинестетик:

  • Выбирает игры на улице.
  • Предпочитает бассейн, горки и каток.
  • Все игрушки будут задействованы.

3. Когда ребенок в процессе любой деятельности…

  • Выводит буквы старательно.
  • Поделки получаются идеально красивыми.
  • Без труда вырезает, склеивает детали и раскрашивает.
  • Пишет неплохо.
  • Работая, бормочет себе под нос.
  • Поделки выходят в целом аккуратными.

Кинестетик:

  • Пишет с трудом.
  • Письмо выходит некрасивым.
  • Поделки выглядят неопрятными.

4. Когда ребенок начинает двигаться…

  • Предпочитает настольные игры, прогулке.
  • Выбирает бадминтон, потому что неплохо получается;
  • Нравятся игры со строгими правилами.
  • Играя, больше болтает.
  • Выбирает речевые игры.
  • Занимаясь чем-либо, разговаривает сам с собой.

Кинестетик:

  • В приоритете игры на улице.
  • Демонстрирует отличную координацию.
  • Постоянно в движении.

5. Когда чадо оказывается в кругу других детей, то…

  • Все равно ощущает одиночество.
  • Прежде чем начать играть, смотрит за другими.
  • Тяжело адаптируется в новом социуме.
  • Просто расплывается в улыбке, счастлив.
  • На занятиях, к примеру, очень много болтает, тем самым мешает сверстникам.
  • Имеет привычку отвечать за других, этим ведет себя несколько вызывающе.

Кинестетик:

  • В коллектив вливается легко, но слишком болтлив.
  • Вводит одноклассников в смуту, поскольку мешает им.
  • Обожает баловаться.

6. Когда ребенок пребывает в состоянии тревожности…

  • Практически неэмоционален.
  • Начинает тревожиться, потому что чувствует это от других.
  • Спокойно делится своими ощущениями.
  • Отстаивает свое эмоциональное состояние, даже идя на конфронтацию.

Кинестетик:

  • Легко расстроить.
  • Когда привлекают к порядку, реагирует грозно, причем без стеснений и угрызений совести.

7. В процессе обучения ребенок…

  • Способен воспроизводить информацию по памяти.
  • Вспоминает показанное.
  • Лучше запоминает, заучивая наизусть.
  • Знает звуки, отвечающие буквам алфавита.

Кинестетик:

  • Трудно запоминает информацию.
  • Быстро переключает внимание.

8. Когда ребенок находится в школьном классе …

  • Тщательно следит за своим внешним видом.
  • Содержит в полном порядке рабочую зону.
  • В свободное время самосовершенствуется.
  • Медленно адаптируется в новой обстановке.
  • Внешний вид нельзя назвать аккуратным, но и неряшливым тоже.
  • Нужно постоянно напоминать убрать за собой рабочую зону.
  • Податливый, кроткий, внимательный.
  • Первый говорун в диалогах, часто сообщает педагогу о чьем-то плохом поведении.

Кинестетик:

  • Совершенно не заботится об опрятности внешнего вида и часто бывает неряшливым.
  • Трудится в абсолютном беспорядке, за несколько минут может все перевернуть на рабочем месте.
  • Играя, очень активен.
  • Если заставили сидеть на стуле, дергается и строит рожицы.

Плюс к этому любит играть в театральных сценках и лучше запоминает действия, чем слова. Итак, мы рассмотрели небольшую характеристику детей-кинестетиков, идем дальше.

Все это можно использовать в обучении

Делать это следует следующим образом:

  • Запомнить материал легче, если наложить его на движения. Вспомните детскую считалку-разминку: «Мы писали, мы писали…»
  • Давайте ребенку возможность передохнуть, чтобы он мог побегать, попрыгать, сделать зарядку.
  • Используйте для наглядности предметы, которые можно пощупать.
  • Больше прогуливайтесь на свежем воздухе за городом.
  • Скоординируйте процесс обучения с ролевыми играми.

Занимаясь физкультурой, делая упражнения, проговаривайте вслух словами все движения.

Как правильно преподать информацию?

Итак, ваш ребенок кинестетик, как воспитывать и обучать его? Дадим несколько рекомендаций:

  • Прописывайте буквы не только на бумаге. Используйте другие поверхности, к примеру, можно выводить слова на лоскутке ткани, бархате, стекле, доске и так далее.
  • Пользуйтесь трафаретами.
  • Лепите буквы и цифры из пластилина, можно применить тесто и даже глину; вырезайте их ножницами.

Объясняя ребенку материал, не скупитесь на жесты. Демонстрируйте его посредством картинок. Ни в коем случае не кричите на ребенка, он замкнется в себе.

Используйте мышечную память

То есть необходимо зарифмовать материал и произнести его, одновременно совершая какие-нибудь движения. Повторить несколько раз. Данная техника сразу выполняет не одну полезную функцию: малыш отдыхает, расслабляется и при этом запоминает информацию.

При обучении точным дисциплинам

Инструментом, посредством которого дети-кинестетики познают действительность, является тело. А двигательная активность выступает главным способом восприятия. Чтобы освоить информацию, им необходимо повторить ее, жестикулируя. Тяжелый учебный материал легче запомнить посредством конспектирования.

Ученикам-кинестетикам невероятно сложно сидеть и слушать сухой рассказ преподавателя. Учитель их может заинтересовать заданиями на исследования, задачами с четким алгоритмом действий, решения в которых можно найти несколькими способами.

Ребенок-кинестетик информацию лучше усваивает с вещами разного дизайна. Слова запоминаются лучше при тактильном контакте с изучаемым объектом или предметом, а стихотворение - в движении.

Не запрещайте трогать предметы, разрешите прикоснуться, почувствовать его. Чаще обнимайте, хвалите, целуйте своего ребенка. Тактильный контакт для него играет первостепенную роль.

Вывод

Теперь мы знаем, как воспитать ребенка-кинестетика. Главное, не забывайте, что только посредством активного участия в жизни ребенка вам удастся распознать его тип личности, подружиться, добиться доверия и расположения, а также помочь в социализации, освоении навыков, получении опыта и знаний, которые пригодятся ему в будущем и станут надежной и фундаментальной отправной точкой для великих свершений.

Аудиалы

Среди аудиалов — много фанатов музыки

Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал.

Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: "Все понятно, дальше!". Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора.

Как работать с аудиалами?

Путь к сердцу ребенка-аудиала лежит через звуки. Хотите отвлечь его от мелочей и посторонних дел? Поставьте незнакомую мелодию (знакомой он начнет подпевать). Эти дети лучше воспринимают информацию, идущую на фоне музыкального сопровождения. Это вам не понять, как можно делать уроки под грохот рок-музыки или под речитатив Тимати. А для аудиала музыка затмевает все посторонние звуки и позволяет сосредоточиться на главном. Но есть также аудиалы, которые могут работать только в тишине, и любые звуки будут их сильно отвлекать.

На уроках для аудиалов можно ставить музыку. Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение.

Для лучшего запоминания аудиалу требуется проговорить полученную информацию. Если в вашем классе больше детей с аудиальным восприятием окружающего мира, возьмите на заметку приемы обучения из начальной школы: повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.

Аудиалам можно предлагать пользоваться аудио-книгами и аудио-курсами. Это позволит работать наиболее эффективно.

Визуалы

Визуалы — это дети, постигающие мир глазами

В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют.

По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами.

Как работать с детьми-визуалами?

Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию.

Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.

При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.

Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.

Кинестетики

Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения

В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках.

В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.

Как работать с детьми-кинестетиками?

Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.

Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно.

Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить . Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе.

Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям.

Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия "запрягает долго, зато едет увереннее".

Дигиталы

Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.

Как работать с учениками-дигиталами?

В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику — успех будет обеспечен.

Как определить тип восприятия информации у ребенка

Существует немало тестов, которые могут помочь определить тип восприятия информации у ребенка. Например, диагностика доминирующей модальности С. Ефремцева. Можно подключить школьного психолога и провести тест вместе.

Самый просто тест предложил А. Лурий, основатель нейропсихологии. Попросите ребенка приложить лист бумаги ко лбу и написать слово КОТ. Если написанное можно прочитать слева направо, то перед вами — визаул. Если написанное читается как ТОК, то перед вами типичный кинестетик.

Помощниками педагога в данном вопросе могут стать родители. Они лучше знают ребенка и всегда могут подсказать учителю, в чем особенность их ребенка.

В конце концов, учителю может помочь внимательное наблюдение за классом и за каждым ребенком в отдельности в процессе уроков или внеклассных мероприятий.

Впрочем, педагогам не стоит хвататься за голову и пытаться теперь каждый урок рассчитывать на каждый тип ребенка отдельно. Не существует стопроцентных кинестетиков или визуалов. В каждом ребенке изначально заложены все каналы восприятия, просто какой-то один доминирует. Достаточно знать, что в данном классе больше, например, визуалов, и делать акцент на зрительном восприятии, добавляя немного методов, пригодных для аудиалов и кинестетиков. Экспериментируйте, и вы увидите, что и работать станет легче, и дети начнут лучше успевать по предмету.